Мастеринг (вид окончательного монтажа звука) - это процесс подготовки и преобразования записанного звука из исходника, содержащего финальную версию микса, на запоминающее устройство (мастер); мастер -- это устройство, с которого будут в дальнейшем сниматься все копии (такими способами, как штамповка, дублирование или копирование).
На сегодняшний день наиболее популярным форматом для мастера является цифра, хотя и аналоговые мастер-записи, типа аудио-лент, все еще используются в обрабатывающей индустрии, а также некоторыми звукорежиссерами, которые специализируются на аналоговом мастеринге.
Боб Кац (Bob Katz), автор нескольких изданий и звукорежиссер, говорит, что мастеринг -- это вид искусства и им должны заниматься исключительно звукорежиссеры. Этой задачей не следует заниматься инженерам-электроакустикам и звукооператорам, работающим с мультитрековым или живым звуком, -- даже самым лучшим и самым опытным из них.
Цифровая технология
Оптимальные цифровые уровни по отношению к Полной цифровой шкале (dBFSD) В 1990-х годах электро-механические процессы были по большому счету вытеснены цифровыми технологиями, при этом цифровые записи преобразовывались в цифровые мастер-записи благодаря процессу оптического вытравливания, в котором участвовали лазерные технологии. Цифровые аудио рабочие станции (digital audio workstation, DAW) стали постоянно использоваться для многих нужд мастеринга, давая возможность автономно управлять записанным звуком через графический пользовательский интерфейс (GUI). Но, хотя многие инструменты цифровой обработки данных и стали повсеместно применяться при мастеринге, также очень часто на стадии мастеринга используются и аналоговые носители, и аналоговая обрабатывающая аппаратура. Как и в других сферах, относящихся к аудио, преимущества и недостатки цифровых технологий по сравнению с аналоговыми до сих пор вопрос весьма спорный. Однако же применительно к мастерингу звука, основные дебаты ведутся по вопросу использования цифровой или же аналоговой обработки сигнала, а использование цифровых технологий для хранения аудио отходит на задний план. Хотя в реальной жизни не существует такого понятия, как "оптимальный уровень микса для мастеринга", пример на картинке справа приблизительно показывает, какие уровни микса будут идеальными для рендеринга инженером в студии и для обработки звукорежиссером.[3] Крайне важно оставить достаточно резервного места для работы звукорежиссера. Многие звукорежиссеры, работающие на цифровом оборудовании, согласятся, что для хорошего мастеринга совершенно необходимо иметь как минимум от 3 до 6 dB доступного пространства в запасе. В идеале максимальные уровни не должны превышать -3dBFSD, а средняя сумма правого и левого каналов должна быть порядка от -10 до -18 dBFSD (как показано на рисунке справа). Существуют и такие звукорежиссеры, которые считают, что цифровые технологии, по крайней мере на уровне 2007 года, еще не достигли того уровня качества, чтобы полностью превзойти аналоговые технологии. Многие ведущие мастеринговые студии, включая Bernie Grundman Mastering (в которой были доведены до совершенства 37 альбомов, номинированных на премию Грэмми) и Gateway Mastering, до сих пор используют аналоговую обработку сигнала (например, аналоговую эквализацию) в процессе мастеринга. Кроме того, последние достижения в технологии аналогового мастеринга включают сигнальные ограничители на 120V для ранее недоступного резервного пространства в 150dB, а также амплитудно-частотные характеристики в диапазоне от 3Hz до 300kHz. Чтобы воспроизвести эти характеристики в цифровом формате, потребуется частота дискретизации не менее 600kHz, согласно теореме отсчетов Найквиста-Шэннона. Однако же одно можно сказать точно -- крайние значения в этих частотных пределах (3 Hz - 300kHz) практически неразличимы на слух, поскольку находятся вне зоны восприятия даже самых профессиональных микрофонов. Обработка Исходный материал обрабатывается с помощью эквализации, компрессии, ограничения, снижения уровня шума и других процессов. Следующим шагом он передается на носитель, типа CD- или DVD-диска. На этой же стадии исходный материал, уже подвергшийся мастерингу, располагают в нужном порядке. Обычно это называется сборкой или выстраиванием последовательности треков. Прочие задачи, такие как редактирование, предварительное создание пропусков, установление уровней, постепенное усиление и затухание громкости сигнала, снижение уровня шума и другие процессы восстановления или улучшения сигнала могут променяться непосредственно на этапе мастеринга. Выбор того или иного носителя зависит, в том числе, от формата, в котором предполагается выпустить готовый продукт. Для релизов цифрового аудио существует несколько вариантов носителей для хранения мастер-записи; выбор между ними зависит от требований, предъявляемых компанией, отвечающей за штамповку копий, а также от политики безопасности звукозаписывающего лэйбла. Звукорежиссера могут попросить также предпринять и другие шаги, например, создать PMCD (Pre-Mastered Compact Disc - предварительную версию компакт-диска), откуда этот связующий материал нужно будет перенести на мастер-диск для массового копирования. Здесь очень важно сделать хорошую архитектуру для PMCD, тогда перенос на окончательный мастер-диск, с которого делается третий оригинал для штамповки, будет успешным. Процесс мастеринга звука может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей звука, который нужно обработать. В этот процесс обычно входят следующие этапы (но могут быть и другие):
- Перенос записанных аудио-треков на цифровую аудио рабочую станцию (DAW) (опционально).
- Выстраивание последовательности отдельных песен или треков (с паузами между ними) так, как они будут располагаться в финальном продукте (к примеру, на Audio CD).
- Обработка или "смягчение" аудио так, чтобы максимально улучшить качество звука для определенного носителя.
- Перенос аудио в формат окончательной мастер-записи (например, Red Book-совместимый аудио-CD или CD-ROM с данными, полудюймовая катушечная лента, пленка PCM 1630 U-matic, и пр.).
Примеры возможных действий в процесса мастеринга:
- Редактирование мелких недостатков.
- Применение фильтра уровня шума, чтобы избавиться от гула и шипения.
- Регулировка стерео-диапазона.
- Добавление бэкграундов.
- Выравнивание звука между треками.
- Регулирование громкости.
- Динамическое растяжение.
- Динамическая компрессия.
- Ограничение максимума для треков.
Изложенные выше методические рекомендации являются по большому счету описанием процесса мастеринга; не нужно рассматривать их как специальные инструкции, которые нужно или не нужно применять в той или иной ситуации.
Звукорежиссеры должны анализировать типы входящего материала, учитывать ожидания музыканта-продюсера или получателя результата, принимать во внимание ограничения конечного носителя и соответствующим образом обрабатывать имеющийся материал. Очень редко при этом удается применять какие-либо эмпирические правила.
|