Наблюдать за конкурентной борьбой фирм, разрабатывающих программы для работы с музыкой, не менее интересно, чем за состязанием участников олимпийских игр в каком-либо виде спорта, требующем скорости, выносливости и точного расчета. Не так давно появилась очередная версия Steinberg Cubase SX и, казалось, конкурентам уже до нее не дотянуться. А продвинутым пользователям, вроде бы, уже ничего не оставалось, как только "пересесть" на Cubase, если хочется, например, сводить свои композиции не в сетерео-, а в surround-формате. И что же тогда делать, если всю творческую жизнь вы создавали свою музыку с помощью Cakewalk SONAR - другой не менее популярной виртуальной студии? Ведь так трудно расставаться и с привычным интерфейсом, и с хорошо знакомыми приемами работы. Наш вам совет: не спешите, все образуется. И в один прекрасный день, например, сегодня вы обязательно узнаете, что осенью 2004 года вышла новая версия программы (SONAR 4), а в ней столько нового, причем, именно того, чего вам именно в этот момент как раз и не хватало!
Cakewalk SONAR 4 продается в двух редакциях: SONAR 4 Studio Edition и SONAR 4 Producer Edition. Studio Edition по отношению к Producer Edition представляет собой "урезанную" и более дешевую редакцию. Отечественных пользователей, которые не привыкли задумываться о стоимости лицензионных программ, конечно в первую очередь интересует самый современный и мощный музыкальный программный продукт Cakewalk, а именно SONAR 4 Producer Edition.
Здоровая наследственность
Версии программы SONAR можно считать прямыми наследниками Cakewalk Pro Audio. Все лучшее, что было в этой программе, перешло в SONAR, а, кроме того, здесь появились и новые эффективные средства создания музыки и обработки звука.
К основным свойствам программы SONAR 4 Producer Edition относятся:
* возможность записи и редактирования MIDI-композиций, наличие MIDI-эффектов, поддержка всего существующего MIDI-оборудования; * возможность записи, редактирования и воспроизведения звука, оцифрованного с частотой дискретизации до 192 кГц и разрядностью до 24 бит (внутренняя обработка - 32-битная); экспорт и импорт цифрового звука в различных форматах; * возможность работы с DX-плагинами и VST-плагинами (аудиоэффектами и обработками реального времени), наличие подключаемых виртуальных синтезаторов (DX-инструментов); * графическое управление параметрами синтеза звука; возможность автоматизации любого параметра воспроизведения, обработки и синтеза звука; наличие средств для работы с сэмплерными лупами и грувами; * визуализация структуры проекта при помощи клипов, возможность их неразрушающего редактирования; представление музыки в виде нот, отпечатков клавиш фортепиано, списка сообщений, текстов песен; * микширование сигналов и управление студийным оборудованием; * наличие встроенного языка программирования CAL; * надежная работа и удобный пользовательский интерфейс. Что новенького?
Виртуальная студия SONAR 4 Producer Edition действительно стала важной вехой в развитии линейки программ Cakewalk. Сравнив ее с предыдущей "этапной" разработкой Cakewalk SONAR 2 XL, вы обнаружите множество новинок. Перечислим лишь основные.
* Введена поддержка многоканального звука (surround sound), вплоть до формата 8.1: многоканальные шины, surround-панорамирование, поддержка многоканальных звуковых карт, многоканальных DX-плагинов. * Изменена маршрутизация цифрового звука - вместо шин AUX и основных шин используются универсальные шины, которые можно добавлять и удалять без перезагрузки SONAR. * Предусмотрена функция Freeze (замораживание) для пересчета аудиотреков и партий DX-инструментов в звуковые файлы с целью разгрузки процессора. * Появились треки-контейнеры, облегчающие упорядочивание структуры проекта. * Обеспечена поддержка игровых манипуляторов при surround-панорамировании. * Появились трековые эквалайзеры - обработки реального времени, являющиеся неотъемлемой частью аудиотреков. * Появились возможности индивидуальной настройки MIDI-треков на разные входные MIDI-порты и фильтрации MIDI-сообщений, получаемых по разным MIDI-каналам. * Введена поддержка VST-плагинов, подключаемых через специальный программный адаптер. * Обеспечена поддержка ASIO - интерфейса прикладных программ фирмы Steinberg для высокоскоростного обмена данными со звуковыми картами. * Появилась возможность включать индивидуально для каждого из треков входной мониторинг сигналов, поступающих через MIDI- и аудиопорты. * Переработан аудиодвижок, введена поддержка многопроцессорных систем. * Пользователям предоставлены возможности отображения пересекающихся во времени клипов одного трека на разных подтреках (слоях), зацикливания MIDI-клипов подобно барабанным лупам. * Обеспечено шесть способов стереофонического панорамирования. * С программой поставляются новые DX-плагины, в том числе, многоканальный ревербератор и компрессор. * Создана возможность удобного подключения нескольких экземпляров одних и тех же стереофонических DX-плагинов к многоканальным шинам. * Появилась возможность подключения любых внешних аудиокодеков (например, LAME MP3), поддерживающих командную строку. * Переработан пользовательский интерфейс, есть возможность изменять его цвета. * В окне Track появились панель инспектора и навигатор для быстрого перемещения в любое место проекта и удобного управления масштабом отображения треков. * Переработан дизайн окна виртуального микшера Console. * Предусмотрено отображение видеотрека в виде последовательности картинок из уменьшенных кадров. И еще раз учиться
Интересное письмо пришло недавно от читателя из США (пять наших книг переведены на английский и изданы за океаном). Он возмущен: зачем мы описываем в книге разные технические подробности и научные основы. Говорит, что когда он ездит на автомобиле, его не волнует, какой уровень компрессии у поршней. Он хотел бы получить инструкцию с пронумерованными пунктами: щелкнуть, открыть, щелкнуть, щелкнуть, закрыть… Читатель всегда прав. Поэтому мы поблагодарили его за письмо и похвалили за литературную находку - сравнение музыкального софта с автомобилем. И развили нарисованный им образ, заметив, что многофункциональные программы (речь шла об Adobe Audition) правильнее сравнивать не с отдельно взятым автомобилем, а с гибридом автомобиля, корабля, самолета и космической ракеты, а это меняет дело.
Вот и виртуальная студия SONAR относится к типу наукоемких, универсальных, разветвленных и сложных программ. В ней столько окон, команд, опций, функций, настроек и их комбинаций, что вряд ли можно считать предсказуемым результат работы, который получится при тех или иных начальных условиях и намеченных целях. Во всяком случае, число возможных приемлемых исходов имеет астрономический порядок.
SONAR - профессиональная программа, и при работе с ней нужно обладать хотя бы минимумом знаний из целого ряда областей. Если говорить о фундаментальном уровне, то это музыка, акустика, теория сигналов. А когда спустимся пониже, то увидим: гармонию, полифонию, композицию, физику акустических эффектов, радио- и электротехнику, звукорежиссуру, анализ и синтез звуков, цифровую обработку, программирование. Конечно, и без всего этого пользоваться SONAR можно. Но тогда он будет напоминать микроскоп, подставкой которого забивают гвозди.
Не хотелось бы выработать у вас комплекс боязни программы. На самом деле, для того, чтобы разобраться в SONAR, прежде всего, нужно желание. Не повредит также учебное пособие, в котором были бы собраны и разъяснены основы необходимых знаний. Со своей стороны мы готовы вам помочь. Поэтому в книгу "SONAR 4 Producer Edition. Секреты мастерства" включили главу, которая называется "Первые шаги". В ней мы, прежде всего , рассказали о формах представления музыкальной информации, реализованных в SONAR 4 Producer Edition (нотатор, отпечатки клавиш, гитарный гриф и отпечатки пальцев, список сообщений, треки и клипы), пояснили сущность звуковых эффектов и обработок, реализованных в программе. Здесь же вы сможете найти рекомендации по подключению к звуковой карте MIDI-клавиатуры, микшера и микрофона, а также, не вникая в тонкости и подробности, научиться проделывать такие операции, как: загрузка и сохранение файла проекта; воспроизведение MIDI-файла; запись MIDI-композиции; запись аудиотрека.
Парадный портрет SONAR'а
Знакомиться с программой нужно начинать с главного окна и его панелей инструментов. По своему усмотрению вы можете настроить графический интерфейс программы - необходимые панели разместить в любом удобном месте главного окна, а ненужные (в данный момент) убрать. В общей сложности можно открыть 16 панелей. С помощью инструментов этих панелей можно, не прибегая к командам меню, выполнять все важнейшие операции:
* загрузить, сохранить и распечатать файлы; * выполнить стандартные операции по редактированию материала (копирование, вырезание, вставку); * выбрать режимы синхронизации, записи и автоматизации; * управлять записью, воспроизведением и зацикливанием проектов; * перемещаться по проекту; * редактировать темп и расставлять в характерных точках маркеры; * управлять метрономом; * редактировать параметры MIDI-нот; * организовывать взаимодействие с устройствами дистанционного управления.
Окно, главнее которого нет
Окно Track - одно из самых важных в SONAR 4 Producer Edition. В нем сосредоточены не только средства выбора различных атрибутов треков (таких как, банк инструментов, MIDI-инструмент, порты ввода/вывода и многих других), но и графические средства микширования, автоматизации, а также опции, предназначенные для подключения MIDI- и аудиоэффектов, для управления их параметрами.
В окне Track вам постоянно придется изменять атрибуты треков и выполнять операции с клипами (фрагментами проекта) - перемещать их, копировать, комбинировать, разбивать на новые клипы, обрабатывать отдельные клипы различными эффектами.
Треки, которые мы выбираем
Здесь при помощи виртуальной рэковой стойки к треку подключают VST-, DX-инструменты и приложения ReWire (например, Reason); выполняют скользящее неразрушающее редактирование, работают с аудиоклипами, лупами, грувами; создают и коммутируют шины (в том числе и surround-шины); автоматизируют треки, клипы и шины; начинают работу с surround-панораматором.
Именно в окне Track реализуется функция Freeze ("замораживание"). Ее суть заключается в том, что синтез и обработка звука в реальном времени заменяются воспроизведением заранее рассчитанных звуковых данных. Поскольку воспроизведение требует меньших ресурсов компьютера, чем синтез, появляется возможность увеличить число аудиотреков в проекте. Партии виртуальных синтезаторов, преобразованные с помощью функции Freeze, в целях продолжения редактирования в последующем можно "разморозить".
В окне Event List музыкальная композиция представляется в виде списка сообщений. SONAR 4 Producer Edition позволяет оперировать не только MIDI-сообщениями, но и сообщениями нотации, а также специальными сообщениями. Это превращает окно Event List в мощный инструмент организации взаимодействия MIDI-системы, каналов цифрового звука и цифрового видео, а также любого мультимедийного оборудования.
В окне Piano Roll музыка наглядно представлена в виде отпечатков клавиш. Именно окно Piano Roll позволяет записывать и редактировать музыкальные композиции людям талантливым, но недостаточно владеющим нотной грамотой. Инструменты окна обеспечивают выполнение всех необходимых операциий редактирования отпечатков клавиш и графиков изменения параметров синтеза. А в целях создания партии ударных инструментов здесь доступна работа с ритмическими паттернами.
Отпечатки клавиш
Главное меню программы содержит 12 меню, в которых сосредоточены команды и подменю, сгруппированные по их функциям:
* работа с файлами; * редактирование; * применение эффектов и обработок; * управление отображением; * вставка изменений; * управление воспроизведением и записью; * перемещение по проекту; * редактирование параметров треков; * применение сложных инструментов; * опции настройки; * управление окнами; * получение справки. Разработчики программы много внимания уделили вопросам импорта и экспорта MIDI-, аудио- и видеоданных из проекта в файл и из файла в проект. В меню Process собраны команды, реализующие сложные способы обработки MIDI-данных, например:
* Quantize - квантизация; * Groove Quantize - квантизация по шаблону; * Transpose - транспонирование выделенных нот, клипов, треков или проекта в целом; * Slide - перемещение во времени выделенных сообщений и маркеров; * Nudge - перемещение на заранее заданный интервал выделенных объектов (клипов в окне Track или отпечатков клавиш в окне Piano Roll); * Interpolate - поиск событий, соответствующих указанным критериям, и замена их другими событиями; * Length - изменение продолжительности выделенного фрагмента; * Scale Velocity - изменение громкости выделенных нот по линейному закону; * Retrograde - изменение порядка следования выделенных клипов и событий в клипах на обратный; * Deglitch - фильтрация случайных нот; * Fit Improvisation - изменение временной шкалы для трека в целом или для отдельных клипов, содержащих результат "живой" игры на MIDI-клавиатуре.
Использование глубинных ресурсов синтезаторов звуковых карт возможно только посредством системных сообщений, а загрузить, отредактировать, послать и принять их позволяет окно Sysx.
Нотатор (окно Staff) программы обеспечивает традиционную нотную запись музыки и двунаправленную транскрипцию ноты-MIDI-сообщения / MIDI-сообщения-ноты. В нем осуществляется редактирование и вывод на печать нот композиции и текста песни. Здесь же имеется виртуальный гитарный гриф.
Ноты, гриф, отпечатки пальцев
Окно Console выполняет функции программного аналога интеллектуального микшера. Оно содержит заданное пользователем количество шин, выходных шин и практически неограниченное количество каналов микширования. Данное окно превращает программу в виртуальную студию звукозаписи, является удобным средством смены MIDI-инструментов и подключения MIDI- и аудиоэффектов реального времени.
Микшер-интеллектуал
Средствами окон Loop Construction и Loop Explorer вы можете создавать, редактировать лупы и грувы, отыскивать, загружать и сохранять файлы, в которых они хранятся. Под лупом мы понимаем аудиоклип, предназначенный для использования в циклическом режиме и содержащий в себе фрагмент партии ударных инструментов. Грув отличается от лупа тем, что в нем содержится фрагмент партии мелодического инструмента (мелодических инструментов).
Раз петелька, два петелька… будет песенка
При раб оте с лупами основная проблема состоит в том, что они чаще всего бывают записаны не в том темпе, который требуется для вашей композиции. В случае грувов к данной проблеме добавляется еще и необходимость преобразования тональности их звучания (как правило, звуки в библиотеках грувов, встречающихся на дисках, соответствуют одной-двум нотам или аккордам основных типов, построенным от этих нот). Остальные ноты и аккорды необходимо получать путем тонального преобразования сэмпла. В окне Loop Construction имеются удобные средства преобразования темпа лупов, темпа и тона грувов.
Эффективные эффекты
В SONAR 4 Producer Edition встроены следующие MIDI-эффекты:
* Arpeggiator - формирование последовательности коротких нот на основе протяженной ноты или аккорда (MIDI-арпеджиатор); * Chord Analyzer - анализ и распознавание аккордов; * Echo Delay - повторение нот, имитация эха; * Midi Event Filter - многокритериальная фильтрация MIDI-сообщений; * Quantize - квантизация; * Session Drummer - формирование партии ударных инструментов; * Transpose - транспонирование нот с изменением тональности и лада; * Velocity - избирательная коррекция уровня громкости звучания нот. Эффекты можно применять в реальном времени.
В SONAR 4 Producer Edition имеется много встроенных функций обработки звуковых данных, доступ к которым осуществляется посредством команд подменю Process > Audio главного меню:
* Remove Silence - удаление тишины; * Extract Timing - извлечение информации о ритме; * Graphic EQ - графический эквалайзер; * Parametric EQ - параметрический эквалайзер; * 3Db Louder - усиление звука на 3 дБ; * 3Db Quieter - ослабление звука на 3 дБ; * Normalize - нормализация амплитуды сигнала; * Fade/Envelope - редактирование огибающей амплитуды; * Crossfade - взаимосвязанное управление огибающими амплитуды двух аудиоклипов; * Reverse - перезапись звука в обратном порядке. А еще вместе с программой поставляется столько плагинов, предназначенных для обработки цифрового звука, что их трудно сосчитать. Мы различаем три поколения таких эффектов. Вот аудиоэффекты Cakewalk первого и второго поколений:
* 2-band EQ - двухполосный эквалайзер; * Chorus (Mono) - монофонический хорус; * Delay/Echo (Mono) - монофонический дилэй/эхо; * Flanger (Mono) - монофонический флэнжер; * Reverb (Mono) - монофоническая реверберация; * Pitch Shifter - сдвиг высоты тона; * Time/Pitch Stretch 2 - независимое изменение высоты тона и продолжительности выбранного звукового клипа; * Amp Sim и Amp Sim Lite - симуляторы аналогового усилителя и громкоговорителей; * Chorus - стереофонический хорус; * Delay - стереофонический дилэй; * Flanger - стереофонический флэнжер; * FX Compressor/Gate, FX Dynamics Processor, FX Expander/Gate, FX Limiter - виртуальные приборы динамической обработки; * FX2 Tape Sim - симулятор аналогового магнитофона; * Parametric EQ - четырехполосный параметрический эквалайзер с графическим управлением амплитудно-частотной характеристикой; * Reverb - стереофоническая реверберация. А это новые эффекты Cakewalk третьего поколения: * FxChorus - хорус; * FxDelay - дилэй; * FxEq - эквалайзер; * FxFlange - флэнжер; * FxReverb - реверберация; * SpectraFX - процессор эффектов; * Cakewalk Tuner - виртуальный тюнер для настройки гитары. В поставку SONAR 4 Producer Edition включены два варианта ревербераторов Lexicon: * Lexicon Pantheon - стереофонический ревербератор; * Lexicon Pantheon Surround - многоканальный surround-ревербератор. Особую ценность представляет собой многоканальный surround-ревербератор (в настоящее время выбор плагинов для работы с surround-проектами еще не очень широк).
Также вы найдете здесь одиннадцать DX-плагинов Sonitus:fx:
* Sonitus:fx Compressor - компрессор; * Sonitus:fx Delay - дилэй; * Sonitus:fx Equalizer - эквалайзер; * Sonitus:fx Gate - гейт; * Sonitus:fx Modulator - модулятор; * Sonitus:fx Multiband - многополосный процессор динамической обработки; * Sonitus:fx Phase - фазовращатель; * Sonitus:fx Reverb - ревербератор; * Sonitus:fx Wahwah - "вау-вау"; * Sonitus:fx Surround - surround-панораматор * Sonitus:fx SurroundComp - surround-компрессор. Эти плагины отличаются высоким качеством обработки аудиоданных и наглядным графическим интерфейсом.
Отметим, что плагины Sonitus:fx SurroundComp и Lexicon Pantheon Surround совместно с surround-панораматором, встроенным в SONAR 4 Producer Edition, позволяют решать все основные задачи, связанные со сведением многоканальных проектов и получением объемного звучания.
Все, что нужно для surround sound
Виртуальных синтезаторов, входящих в поставку SONAR 4 Producer Edition, не так уж и много, но каждый из них по-своему интересен:
* Alien Connections ReValver SE - процессор гитарных эффектов, управляемый по протоколу MIDI; * Cakewak TTS 1 - виртуальный звуковой модуль стандарта GM2; * Cyclone DXi - грувовый сэмплер; * Audio Simulation DreamStation DXi2 - псевдоаналоговый синтезатор. Язык без костей
В SONAR 4 Producer Edition встроен язык программирования - Cakewalk Application Language (CAL). Программы на языке CAL расширяют возможности стандартного пакета SONAR. Правда, от версии к версии разработчики все неохотнее публикуют сведения о синтаксисе языка и методике редактирования программ, написанных на нем. Похоже, они почему-то не заинтересованы в том, чтобы пользователи сами что-либо программировали. Вместо этого предлагается довольно обширный набор готовых программ. С их помощью, например, можно:
* формировать на основе выделенных нот аккорды нескольких типов (трезвучия, септаккорды); * привносить случайную составляющую во временные параметры MIDI-нот; * распределять по отдельным трекам MIDI-сообщения, ассоциированные с одним треком; * разносить по отдельным трекам различные MIDI-ноты (ударные инструменты); * прореживать сообщения, созданные элементами управления контроллеров непрерывного действия (или адресованные таким контроллерам), предотвращая перегрузку MIDI-интерфейса; * удалять с треков данные автоматизации. Вероятно, даже это поверхностное описание позволяет сделать вывод о том, что возможности программы чрезвычайно широки, и не так-то просто научиться использовать их эффективно. Во всяком случае, почти 1000 страниц книги "SONAR 4 Producer Edition. Секреты мастерства" все же маловато для того, чтобы рассказать об этой программе все. SONAR 4 неисчерпаем, как атом. Вы обязательно рано или поздно столкнетесь с его неизведанными свойствами.
|