Интернет-магазин Prosounds.ru . Программы для создания музыки, vst плагины, сэмплы, музыкальные и нотные редакторы, скачать и купить почтой
  Главная » Обзор VST плагинов и инструментов » Steinberg Groove Agent
Разделы
Поиск
Введите слово для поиска.
Advanced Search
Производители
Информация
Доставка
О магазине
Скачать
Форматы сэмплов
Оплата
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
Скидки
Vertikal [2 DVDs Set]
Vertikal [2 DVDs Set]

660 р.
330 р.
Новинки
K-Tee Shogun Audio Drum & Bass Vol.2
K-Tee Shogun Audio Drum & Bass Vol.2

210 р.
Рекомендуемые
Logic Studio 9 [2 DVD]
Logic Studio 9 [2 DVD]

570 р.
Статьи
Домашняя студия (4)
Звуковые редакторы (9)
Звукозапись (15)
Обзор VST плагинов и инструментов (22)
Сэмплерные библиотеки (4)
Обмен ссылками
Разное

Steinberg Groove Agent

Steinberg Groove Agent

Steinberg Groove Agent продолжает концепцию Virtual Guitarist и является, скорее, виртуальным воплощением барабанщика, нежели программной ритм-машиной или перкуссионным семплером. Создавала инструмент та же команда, что делала и Virtual Guitarist, а главным изобретателем и по совместительству продюсером снова выступил Sven Bornemark (рис. 1).


Рис. 1


Немного истории и теории

Как и в случае с виртуальным гитаристом, Свен охотно рассказывает посетителям своего сайта, посвященного Groove Agent (www.bornemark.se/ga/), об истории создания инструмента, технических подробностях, этапах работы и т. п. Кроме того, сайт содержит рекомендации по использованию Groove Agent, описание проблем и их решений, звуковые примеры, ссылки на обновления, а также форум, где можно напрямую пообщаться как с разработчиками, так и с пользователями инструмента. Сразу хочу сказать, что в процессе работы над обеими статьями очень много не лежащей на поверхности информации я получил на форуме, в том числе и напрямую от Свена. За это ему и остальным огромное спасибо.

Мысль создать виртуального барабанщика возникла у Свена в начале 2002 года, во время переписки с одним из участников шведского VST-форума в интернете. Первоначальная идея заключалась в следующем: совместить удобство хорошей ритм-машины (типа Roland R 70), имеющей библиотеку легко переключаемых стилей, ритмов и брейков, с возможностями современных компьютеров. После некоторых размышлений стало ясно, что если удастся создать понятный и удобный в работе пользовательский интерфейс, то успех такого гибрида будет фактически гарантирован. Свен держал совет со своим партнером еще по Virtual Guitarist — программистом по имени Paul Kellett (забегая вперед, скажу, что и Groove Agent воплощал в ноликах и единичках тоже он), и к маю того же года концепция инструмента в основных чертах была сформирована. Пришла пора договариваться с издателем. В детали проекта посвятили сотрудников фирмы Steinberg в Гамбурге, особенно этой идеей проникся исполнительный директор компании Per Larsen, придумавший смешной пиар-лозунг — "Drums for Dummies" (барабаны для тупых). На рис. 2 можно увидеть "схему" будущей программы, представленную на рассмотрение Steinberg в мае 2002 года.


Рис. 2


Когда в июле было заключено соглашение со Steinberg, Свен и его коллеги уже приступили к записи семплов барабанов. От использования готовых библиотек решили отказаться, поскольку требовался вполне определенный набор инструментов, хотелось записать разные технические приемы звукоизвлечения плюс сохранить естественную акустику помещения (а не создавать ее потом искусственно процессорами эффектов). Для записи была арендована шведская студия Kuling в городе Orebro. Все семплы акустических барабанов и перкуссии были записаны профессиональным барабанщиком и педагогом по имени Mats-Erik Bjorklund, который, ко всему прочему, еще и провел большую работу, собрав полный набор необходимых для записи инструментов. Всего получились четыре полные акустические установки. Первая из них, 50s Jazz Kit, показана на рис. 3. Она не сильно заглушена, звучание имеет не очень плотное.


Рис. 3 / Рис. 4


Вторая установка, 60s Pop Kit (рис. 4), наоборот, заглушена по самое не хочу, в полном соответствии с традициями своего времени, когда на томы, бывало, клали полотенца.

Третья установка, 70s Rock Kit (рис. 5), обладает громким, глубоким и звонким звуком, характерным для многих знаменитых музыкальных коллективов тех лет.


Рис. 5


Ну и последняя, четвертая установка, 80s Studio Kit (рис. 6), имеет современное яркое и энергичное звучание, которое можно услышать на нынешних записях.


Рис. 6

 


Рис. 7


Но это, как говорится, только основа. Для каждого временного периода фиксировались не только модели барабанов и способы их настройки, но и звукоизвлечение. К примеру, в "архив" 50-х годов включены удары щетками (Brushes) и колотушками (Mallets), а установки 80-х комплектуются дополнительными малыми барабанами (Piccolo и Deep) и ударами метелок Rods (это такие связки из тонких прутиков, удары которых звучат более энергично, чем щетки, но тише стандартных палочек — рис. 7).

На рис. 8 можно видеть процесс записи удара колотушкой, а рис. 9 показывает работу барабанщика метелками.


Рис. 8 / Рис. 9


В добавление к этому было записано множество различных перкуссионных инструментов: конги, бонги, маракасы, шейкеры и т. п. Для получения более мягкого звучания Jens Bogren (звукоинженер студии Kuling) внес рацпредложение писать материал на аналоговую ленту, что и было сделано. Кроме того, запись производилась на несколько дорожек сразу — звук снимался как с ближних, так и с дальних микрофонов. При записи применялась частотная и динамическая обработка, но лишь в минимальном объеме. Последующим редактированием полученной огромной массы материала занимался Per Larsson из компании Bigga Giggas, специализирующейся на выпуске библиотек семплов для Tascam GigaStudio, Native Instruments Kontakt и Steinberg HALion. Но вместо расчетных пары недель он возился с этим целых четыре месяца! Таким образом, звуковой архив Groove Agent стал доступен для использования только осенью 2002 года. Но это что касается акустических семплов. Вся современная "электронщина" и эффекты были позаимствованы из библиотек компании PrimeSounds, которую возглавляет Per Larsen.

Пока записывали, собирали и редактировали семплы, Paul Kellett работал над ядром будущего инструмента. Помимо него, в команду вошло еще несколько человек, принимавших участие в создании программы Virtual Guitarist. Например, финальный мастеринг делал Uffe Borjesson, а над дизайном интерфейса работал Jack Winge, даже в титрах мануала укрывающийся под своим музыкальным псевдонимом — Wirebird. На рис. 10 можно увидеть первый эскиз графического интерфейса, который Jack Winge принес на рассмотрение коллектива. Как видите, принципиально интерфейс мало изменился. На мой взгляд, дизайн и эргономика Groove Agent получились гораздо лучше и прозрачнее, чем у его предшественника.


Рис. 10


Ну и, конечно, самое главное — стили. Созданием стилей, не считая Свена, занимались еще двенадцать музыкантов, среди которых можно встретить профессионалов, работающих в самых разных музыкальных направлениях. Благодаря им Groove Agent получил очень разностороннее образование, и из ритм-машины для дурачков превратился в эрудированного, техничного и, я бы даже сказал, изысканного виртуального музыканта.

Так что же такое Groove Agent — драм-семплер, автоаранжировщик, набор паттернов? И да, и нет. Groove Agent можно назвать "виртуальным гитаристом для барабанов" — принципиальная основа у инструментов очень похожая. Стили представляют собой библиотеку MIDI-секвенций (паттернов), которые используют семплерный архив в качестве тон-генератора. Только, в отличие от Virtual Guitarist, где MIDI-событиями задавались секвенции различных ударов по струнам, Groove Agent работает с ударами по барабанам. В управлении ин струмент на первый взгляд напоминает старую ритм-машину — с переключателями стилей, наборов барабанов, кнопками старт/стоп и т. п. Однако наличие некоторых интеллектуальных функций — например, рандомизации уровня сложности исполнения и включения брейков, превращает Groove Agent в настоящего исполнителя. Как и в случае с Virtual Guitarist, для создания полноценных и правдоподобных барабанных партий совсем не обязательно быть докой в этой области (вот она, концепция "Drums For Dummies") — достаточно указать инструменту исходные данные (стиль, установку, сложность), и он заиграет сам. Однако более опытный музыкант или аранжировщик сможет выжать из Groove Agent гораздо больше и добиться стильного, аутентичного и живого звучания. Функции произвольной редакции набора барабанов и их настройки, а также четыре независимых стереовыхода дополнительно расширяют возможности инструмента. А наличие MIDI-выхода, позволяющего записывать партии Groove Agent с целью их дальнейшего редактирования и использовать в качестве тон-генератора любое другое программное или аппаратное устройство (семплер, ритм-машину, синтезатор и т. д.), вообще является новым словом в развитии VST-инструментов.

Возможно, некоторым пользователям продуктов компании Steinberg придет на память VST Drum Sessions — серия библиотек файлов формата REX. В некотором смысле родственная связь между ними есть — именно эта серия вдохновила Свена на создание программы Virtual Guitarist, которая, в свою очередь, явилась прообразом для Groove Agent. Этим, однако, сходство исчерпывается. Из Drum Sessions можно загрузить в Cubase огромное количество аудиокусочков плюс некоторую MIDI-информацию. Проигрывание партий возможно только во время воспроизведения проекта секвенсором. Изменять ритмы можно, только редактируя (перемещая) аудиоданные. Groove Agent, напротив — самодостаточный инструмент, который будет играть вне зависимости от статуса воспроизведения Cubase или другого совместимого хост-секвенсора. Изменение ритмов и многого другого осуществляется в нем при помощи слайдеров, ручек, внешнего MIDI-контроллера или системы автоматизации хост-программы.

Интерфейс

Об особенностях работы Groove Agent в паре с секвенсором я расскажу отдельно. Пока же давайте рассмотрим инструмент в виде самостоятельного устройства, связанного с хост-программой лишь установками основного темпа и размера.

Панель управления Groove Agent имеет свой неповторимый стиль (рис. 14). Внизу справа находятся две кнопки включения/остановки игры виртуального барабанщика: Run и Stop. Над кнопкой Run расположены четыре светодиода, которые во время игры "отмигивают" доли. Красный светодиод отмечает первую долю паттерна.


Рис. 14


Верхнюю часть панели управления пересекает слайдер выбора стиля (Style/Timeline). Стили расположены в хронологической последовательности их появления, причем для каждого из них аккуратнейшим образом воссоздано реальное звучание того времени (то есть для записи семплов использовались настоящие инструменты тех лет, с соответствующими настройкой, комплектацией, особенностями записи, звукоизвлечения и т. п.). Таким образом, разработчики предлагают нам своеобразную "машину времени" — передвигая слайдер, можно получить не только ритмические паттерны того или иного стиля, но и характерный неповторимый саунд периода его расцвета (неважно, идет ли речь о биг-бендах 50-х, зарождавшихся в середине 60-х рок-группах, металлистах-восьмидесятниках или современных попсовиках). Многие ранние стили с позиции сегодняшнего дня могут звучать даже несколько бедно и примитивно (как по звуку, так и по содержанию), однако разработчики уверены, что историческая достоверность важнее. Не могу с ними не согласиться.

Конечно, надписанные над слайдером названия стилей весьма относительны — трудно одним-двумя словами и примерным временным периодом охарактеризовать его особенности. На форуме Groove Agent периодически даже возникают дискуссии — как правильно назвать тот или иной стиль, например, Early Rap вместо Hip Hop и т. п. Если для вас это представляется важным (то есть не хватает идентификации на слух), загляните в мануал — в нем содержатся подробные описания каждого стиля, сделанные записывавшими их музыкантами. Часто приводятся такие эксклюзивные данные, как авторство того или иного рисунка, время его появления и композиция, в которой он был использован.

При выборе какого-либо стиля (передвижении слайдера) Groove Agent тратит пару-тройку секунд для загрузки в память компьютера входящих в стиль семплов (если операцию производить при включенном воспроизведении, инструмент может на короткое время "заткнутся" или играть семплами прошлой установки). Однако если вы возвращаетесь к стилю, который был уже раз загружен в процессе работы, времени на переключение уйдет значительно меньше, так как его семплы остаются в памяти. Так что, если вы хотите использовать в одном треке несколько стилей, сначала по очереди подгрузите их, и в процессе воспроизведения переключение между ними будет происходить без задержек.

Вернемся к слайдеру стилей. Его "ручка" состоит из двух независимых половинок: верхней и нижней. Расположенная слева кнопка Link позволяет их синхронизировать (когда она активна, то половинки двигаются вместе, если же ее отжать, то получатся два независимых слайдера — рис. 15). Нижняя половина слайдера Style определяет тип и комплектацию используемой для выбранного стиля ударной установки. Таким образом, при выключенной функции Link можно отдельно выбирать стили (верхней половиной слайдера), и отдельно — инструменты (например, взять стиль Samba и воспроизвести его звуками электронных барабанов стиля Nordic Pop). Кстати, Groove Agent тратит время на подгрузку семплов именно при смене ударной установки — если изменять только стили (рассинхронизовав половинки слайдера Style), никаких задержек в игре не возникнет.


Рис. 15


Под слайдером Style расположен второй основополагающий контроллер Groove Agent — слайдер Complexity. Он определяет уровень сложности стиля — ритмической и инструментальной насыщенности рисунка, иными словами, регулирует навороченность исполнения. Всего существуют 25 уровней сложности (то есть 25 отдельных паттернов): A, B, C, D, E, 1, 2 и так далее до 20. Паттерны начальных уровней Complexity (обозначенные буквами А-Е) являются упрощенными вариантами основного стиля. Они, как правило, предлагают не столько сам ритм, сколько "намек" на него: либо это партия без малого барабана, либо бочка играет через раз, либо отрабатываются не все характерные доли, либо еще что-нибудь в этом роде. Такие паттерны хорошо использовать в качестве вступления или для подчеркнуто спокойных частей аранжировки. Само собой, секвенции А-Е, несмотря на их упрощенность, отличаются друг от друга по музыкальной сложности. Если их воспроизвести по очереди (А-В-С-D-Е), то получится очень хорошая партия вступления с развитием, логично подводящая к основному ритму произведения. Паттерны, начиная с Pat 1, уже являются полноценными ритмическими рисунками выбранного стиля. Чем старше номер паттерна, тем сложнее он становится — появляются дополнительные удары, форшлаги/мелизмы, вводятся новые инструменты (барабаны, тарелки, перкуссия). Сложность опять-таки нарастает постепенно, а не скачками, поэтому паттерны (особенно соседние) можно спокойно использовать поочередно — для разнообразия. Паттерны с Pat 1 по Pat 15 можно назвать "регулярными" — это вариации/развитие основного ритма стиля, подходящие для большинства барабанных партий соответствующего музыкального жанра. Следующие пять паттернов: Pat 16 — Pat 20 предлагают дальнейшее развитие и могут иногда показаться даже чересчур навороченными — их хорошо использовать в кульминационных местах аранжировки.

Для удобства при управлении Groove Agent в реальном времени изменение уровней сложности происходит только с началом следующего так та (даже если вы передвинули слайдер в первых долях текущего). Благодаря этому освобождается дополнительное время на выполнение других команд — вызова брейков, акцентов и т. п. Если же требуется мгновенное переключение уровня сложности, воспользуйтесь кнопками памяти (Memory) — с их помощью можно за доли секунды вызывать вообще любые настройки панели управления инструментом (об этом я расскажу отдельно).

Как и регулятор Style, слайдер Complexity тоже состоит из двух половинок, которые синхронизируются его собственной кнопкой Link (слева). Верхняя половина слайдера определяет уровень сложности паттернов, а нижняя — брейков-заполнений (Fill). Отжав Link, сложность паттернов и брейков можно задавать индивидуально (подробнее о брейках чуть дальше). Чтобы заново синхронизировать регуляторы Complexity, утопите кнопку Link.

Надо заметить, что все паттерны и брейки Groove Agent изначально записаны в размере 4/4. Теоретически инструмент будет работать в любом указанном размере — существует специальный "умный" алгоритм, определяющий, какие доли и когда в подобных случаях играть. Однако на практике лучше ограничиться наиболее простыми размерами, 2/4, 3/4 (не считая основного — 4/4), так как более сложные размеры хоть и будут воспроизводиться, но нужного ритмического ощущения не обеспечат. Вообще, для размеров 3/4 и 12/8 предусмотрены два отдельных одноименных стиля (они, скорее, представляют даже не конкретные стили, а сборники разных ритмов в данных размерах). Остальные же стили Groove Agent лучше всего будут работать в размере 4/4.

Под слайдерами Style и Complexity расположен горизонтальный ряд кнопок. Рассмотрим их по порядку. Переключатель Snare/Sidestick дополнительно разнообразит звучание паттернов, позволяя выбрать способ игры на малом барабане. В первом случае (Snare) "исполнитель" бьет как обычно в пластик барабана, а во втором (Sidestick) исполняет удар по металлическому ободу палочкой, лежащей на пластике. Не путайте Sidestick с римшотом, когда палочка ударяет и в обод, и в пластик одновременно. Римшоты можно услышать в семплах акустических (не электронных) малых барабанов при максимальных значениях динамики (Velocity), так как при сильном ударе это обычное явление. Переключатель Snare/Sidestick работает с любым типом ударной установки и с любым уровнем сложности паттерна. Стоит отметить, наиболее естественно и выигрышно Sidestick будет звучать не в самых навороченных по ритмическому наполнению рисунках и в режиме Half Tempo Feel (смотрите далее).

Кнопка Accent позволяет в любой момент времени вручную "проставить акцент" в барабанной партии, то есть воспроизвести удар бочка (Bd) + тарелка крэш (Crash). Нажав кнопку Accent на слабую долю, можно получить синкопированный акцент. Пока кнопка удерживается, воспроизведение текущего паттерна останавливается, что позволяет получить более "яростные" синкопы. Например, нажав кнопку Accent на последнюю восьмую такта, не отпускайте ее до второй доли следующего — вы не будете разочарованы. Только не переборщите, Свен так и сказал — если вы исполняете танцевальную музыку и делаете слишком много синкоп, люди на танцплощадке начнут падать.

Следующая кнопка, Fill, отвечает за брейки виртуального барабанщика. Для каждого из 25 уровней сложности предусмотрен свой уникальный брейк. Само собой, насыщенность брейков напрямую зависит от положения соответствующего слайдера — на низших уровнях сложности брейк может состоять лишь из пары акцентов и синкопы, в то время как на высших будет задействован полный арсенал ритмических фигур и используемых барабанов, тарелок и других перкуссионных инструментов, входящих в конкретную установку. Также имеет значение выбор позиции начала брейка. Если нажать кнопку Fill в начале такта, брейк будет длиннее, ближе к концу — короче (если точнее, в первом случае паттерн заполнения прозвучит полностью, а во втором — частично). Таким образом, "дозируя" отведенное на "сбивку" время, можно добиться дополнительного разнообразия исполнения. Как и живые барабанщики, Groove Agent заканчивает большинство своих брейков ударом по тарелке-крэш, приходящимся на первую долю следующего такта. Если это по каким-то причинам вас не устраивает, просто заглушите группу Crash соответствующей кнопкой Mute.

Брейки можно использовать также в качестве вступлений (Intro) и окончаний (End). Если активизировать кнопку Fill при неработающем (остановленном) Groove Agent (она при этом подсветится), то после команды запуска воспроизведения (Run) инструмент сначала "отстучит" соответствующий уровню сложности брейк и лишь после него станет воспроизводить основной паттерн. Чтобы закончить партию брейком, нажмите Fill в начале последнего такта, а на последнюю его долю нажмите кнопку Stop.

Изначально планировалось включить в Groove Agent отдельные кнопки для вступлений, окончаний и брейков. Однако в целях разгрузки интерфейса решили обойтись одной кнопкой Fill, которая вполне способна справиться с этими задачами сама благодаря разному уровню сложности этих паттернов и возможности начинать исполнение с них, а не только с основных ритмических рисунков.

Стоит заметить, что, как многие музыкальные стили вообще, так и "стили" Groove Agent в частности, имеют выраженную двух или четырехтактовую структуру. Соответственно, эксперименты с ними в композициях "нестандартной" формы (например, с семью или девятью тактами в квадрате) могут дать результат, отличный от предполагаемого. К примеру, в следующем квадрате ритмический рисунок "съедет" и начнет играть "на такт назад" и т. п. Зачем я на этом здесь остановился? Дело в том, что после брейка Groove Agent начинает играть основной паттерн с первой доли первого такта. Имейте это в виду — может пригодиться для "сброса" паттерна при работе с необычными музыкальными формами. Скажем, для девятитактового квадрата можно дважды прокрутить четырехтактовый рисунок (то есть, восемь тактов отыграны), на девятый такт запустить брейк, а следующий такт (первый такт нового квадрата) начнется с первого же такта основного паттерна.

Разработчики Groove Agent предупреждают о возможном глюке своего инструмента, связанном с воспроизведением брейков. Оказывается, работа функции автосохранения (Auto Save) секвенсора иногда может вызывать в инструменте команду на проигрывание заполнения, во как! Решение же проблемы предлагается следующее — взять и отключить Auto Save.

Очень интересный, а, главное, по-настоящему музыкальный эффект дает кнопка 1/2 Tempo Feel. В отличие от переключателя "кратности" темпа в Virtual Guitarist, который тупо удваивал или, наоборот, замедлял в два раза скорость игры инструмента по отношению к основному темпу проекта, функция 1/2 Tempo Feel создает ощущение двукратного замедления темпа (Half Time) подобно живому барабанщику: изменяя частоту отдельных акцентов или ударов, но не воздействуя на характер паттерна целиком. Например, эффекта "темпа пополам" можно добиться, исполняя партии большого и малого барабанов в два раза медленнее, но оставив без изменения пульсацию хета/райда. Говоря по правде, на самом деле в Groove Agent нет никакого сверхинтеллектуального алгоритма для функции 1/2 Tempo Feel. Просто музыканты, создававшие инструмент, записали оба варианта паттернов — и для нормального темпа, и для режима Half Time. Таким образом, в вашем распоряжении фактически оказывается в два раза больше паттернов, чем это следует из описания возможностей Groove Agent. То же самое относится и к брейкам.

Можно использовать оба темповых режима в рамках одной композиции. Например, очень распространенным приемом является использование 1/2 Tempo Feel в бриджах, в то время как куплеты и припевы играются в "нормальном" темпе. Или же можно взять Half Time в качестве основного темпа произведения и переключаться на полный темп в кульминационных, "забойных" местах.

Кнопка Random позволяет некоторым образом автоматически разнообразить игру Groove Agent за счет случайного выбора номера воспроизводимого паттерна (то есть уровня сложности). Рандомизатор варьирует паттерны в довольно узком диапазоне сложности (всего на два уро вня в плюс или минус от текущего), что исключает резкие скачки в манере исполнения. Слайдер Complexity при этом не двигается — он отображает исходный уровень сложности, воспроизводимый же в настоящий момент паттерн отображается на "дисплее" в графе Playing (рис. 16). Если вам лень вручную управлять Groove Agent и подбирать оттенки исполнения, выставьте примерный уровень сложности слайдером и нажмите кнопку Random — остальное инструмент "додумает" самостоятельно. Так как соседние значения сложности отличаются друг от друга не слишком сильно (вводом дополнительных акцентов, меньших длительностей, форшлагов, иногда — дополнительно задействованными инструментами ударной установки), работа функции Random напоминает игру живого исполнителя, который обычно "разбавляет" рисунок, не меняя, впрочем, его основы.


Рис. 16


Кнопка Auto Fill, как это и следует из ее названия, активизирует автоматический режим исполнения брейков. Если ее включить, то, при изменении уровня сложности, перед основным паттерном "отработает" соответствующий ему брейк. Иными словами, если вы в процессе воспроизведения передвигаете слайдер Complexity из положения 10 в позицию 11, то остаток текущего такта (или весь такт, если вы сделали это в его начале) будет "стучать" Fill 11, а в следующем такте начнет воспроизводиться Pat 11.

Расположенная чуть ниже кнопка Random Fill делает с брейками то же самое, что Random с паттернами, а именно — воспроизводит случайный номер заполнения при поступлении команды на его проигрывание. Диапазон рандомизации составляет те же два уровня сложности вниз и вверх, так что внезапных резких "забоев" при использовании функции Random Fill можете не бояться.

Функции Auto Fill и Random Fill можно использовать совместно. Тогда при изменении уровня сложности предшествующий паттерну брейк будет выбираться случайным образом в пределах двух уровней сложности вверх и вниз от его номера. Если вернуться к вышеприведенному примеру (изменение сложности с 10 на 11), то номер заполнения Fill может быть 9, 10, 11, 12 или 13.

А вот задействовать одновременно Random и Auto Fill или Random, Auto Fill и Random Fill нельзя. Если задуматься над возможным результатом, будет понятно, почему разработчики не предусмотрели такой комбинации. Поскольку функция Random подставляет случайный номер паттерна в каждый новый такт (это, впрочем, не значит, что паттерны обязательно будут меняться — одно и то же число может выпадать несколько раз подряд), а функция Auto Fill предваряет любую смену паттерна брейком, при одновременной их работе получится скорее сольное выступление барабанщика, нежели аккомпанирующая партия — она будет слишком перегружена брейками.

Основная рабочая информация Groove Agent отображается на "жидкокристаллическом дисплее" в центре панели управления инструментом (рис. 17). В верхней строке большими буквами высвечивается текущий стиль — и это очень удобно, так как считывать название прямо со слайдера крайне затруднительно (особенно если учесть, что их там 54 штуки и написаны они под углом в 45 градусов к горизонту). Внизу дисплея эта информация показывается более подробно — отдельно можно посмотреть текущий стиль (Style), ударную установку (Kit), положения слайдеров Complexity независимо для паттерна (Pat) и брейка-заполнения (Fill). Все это выводится на экран динамически — то есть можно настраивать слайдеры, не отрывая глаз от экрана. Помимо вышеперечисленного, на дисплее показывается значение основного темпа хост-программы (bpm), текущее положение времени в тактах и долях (bar:beat), номер проигрываемого в данный момент паттерна/заполнения (playing) и выполнение дополнительных операций: акцентов, режимов Random и т. п. В графе Range для каждого выбранного стиля высвечивается оптимальный диапазон темпа — своеобразная шпаргалка для работы. Конечно, никаких жестких ограничений по темпу и быть не может — это дело вашего вкуса и фантазии, просто разработчики рекомендуют диапазон, для которого стиль изначально был задуман. Более подробно это описано в соответствующем разделе руководства пользователя.


Рис. 17


Слева от дисплея находится поле управления инструментами ударной установки. Помимо выбора той или иной установки нижней половиной слайдера Style, можно произвольно редактировать установку, а то и вовсе — набрать новую с нуля. Установка поделена на восемь секций-групп (в соответствии с типами инструментов). Первая секция отвечает за бас-барабан, вторая — за малый, третья — за томы или эффекты в электронных установках, четвертая — за хет, пятая — за тарелки Ride и Chinese, шестая — за тарелки Crash и Splash, седьмая и восьмая — за две группы перкуссионных инструментов. Первая перкуссионная группа (седьмая секция) охватывает, как выразился Свен, "короткие и высокие" инструменты, например, тамбурин (Tambourine), кабацу (Cabasa), маракас (Maracas), шейкер (Shaker) и т. п. Вторая группа (восьмая секция) объединяет "низкие и длинные" инструменты — это конга (Conga), бонго (Bongo), сурдо (Surdo), агого (Agogo) и т. д. Чтобы произвести назначение (изменение) в любой группе инструментов установки, просто кликните в ячейку соответствующей секции, и в открывшемся меню выберите нужный инструмент (рис. 18). Выбор приличный — почти 160 вариантов.


Рис. 18


Обратите внимание, звуки, полученные при помощи щеток (Brushes), колотушек (Mallets) и метелок (Rods), отмечены соответствующими буквами: B, M и R (например, 50s Toms B или 80s Toms R — рис. 19). Если какая-то группа в данный момент не нужна, ее можно либо выключить совсем, выбрав вместо инструмента опцию Off, либо заглушить расположенной слева кнопкой Mute. Нажатая кнопка Mute подсвечивается синим; кроме того, пиковые индикаторы уровня справа от списка секций показывают — играет тот или иной инструмент или молчит.


Рис. 19


Даже работая с готовыми ударными установками, вы, так или иначе, столкнетесь с некоторым минимумом редактирования инструментов, если требуется проиграть какой-либо стиль на установке, изначально предназначенной для другого. Дело в том, что в отдельных группах могут оказаться разные инструменты — например, у стиля "1971 Cajun" в восьмой группе находится ковбелл, а у соседнего "1972 Bonzo" — конга. Если попытаться проиграть "Bonzo" на установке для "Cajun", то партия конги будет исполняться на ковбелле, что, мягко говоря, прозвучит неестественно. Поэтому надо либо заглушить партию, либо привести ее в соответствие с инструментом, то есть изменить ковбелл на конгу.

Чуть дальше я еще вернусь к группам инструментов, сейчас же давайте посмотрим на ряд регуляторов, расположенных вертикально слева. Итак, регулятор свингования Shuffle. Вроде бы понятно, что это такое. Однако, как видите, регулятор крутится в обе стороны, то есть имеет как положительную, так и отрицательную область хода. Загадка, да? Дело в том, что Groove Agent имеет в своей коллекции самые разные стили — записанные изначально как с "ровными" восьмыми и шестнадцатыми нотами (straight eights/sixteens), так в триольной пульсации. Соответственно, поворотом регулятора Shuffle вправо можно засвинговать "ровные" паттерны, а поворотом влево — "выпрямить" триольные. По-хорошему, для каждого типа паттернов нужен свой регулятор, но, видимо в целях удобства и наглядности, решили обойтись одним. Из-за этого у него появились "недокументированные" возможности: еще сильней засвинговать триольный ритм или окончательно "распрямить" обычный. И в том, и в другом случаях (я говорю о крайних положениях регулятора) результаты получаются, мягко говоря, немузыкальные, хотя в небольших дозировках могут где-то и пригодиться. В положении регулятора Shuffle по умолчанию (на 12 часов ) на паттерны не оказывается никакого воздействия, то есть они воспроизводятся в том виде, в котором были изначально записаны музыкантами.

Наличие функции Humanize вовсе не означает, что паттерны Groove Agent жестко отквантизированы, и для получения более или менее живого характера исполнения нужно включать специальную "оживлялку". Все ритмы и брейки, входящие в инструмент, звучат очень музыкально. Однако если вы хотите дополнительно расширить "дыхание" по динамике и "размыть" точность нот по времени, поверните регулятор Humanize по часовой стрелке (правда, если его вывернуть в максимум, вы рискуете получить эффект "пьяного барабанщика" — настолько заметно он начнет "лажать"). Нормальное (по умолчанию) положение регулятора Humanize — Off.

Регулятор Limiter изменяет глубину штатного эффекта динамической обработки и позволяет "поджать" динамический диапазон барабанной партии, сделать ее субъективно более громкой. Если ваша партия "тонет" в миксе, перестают быть слышны отдельные удары и т. п. — поверните регулятор по часовой стрелке, и пропавшие звуки "вылезут" наружу. Особенностью лимитера Groove Agent является одновременное воздействие эффекта по всем четырем стереовыходам. Говоря проще, инструмент имеет четыре стереолимитера (по одному на каждый выход) с синхронным управлением. Поскольку барабанные установки Groove Agent изначально сбалансированы по уровню составляющих инструментов, такое "централизованное" управление имеет определенный смысл. Нельзя сказать, что мне прям так уж понравилась работа лимитера — скорее всего для серьезной работы я бы воспользовался специализированными процессорами, обеспечивающими несколько другой уровень функциональности и качества. Однако, в рамках задач создания демо-записи, прикидки будущей партии и т. п., наличие штатного лимитера с простым управлением может оказаться весьма удобным. Главное, соблюдайте меру — как справедливо написано в мануале к Groove Agent: "Нет ничего хуже пережатого микса".

А вот эффект Ambience является настоящей изюминкой инструмента — поворачивая соответствующий регулятор, можно изменить характеристики "пространства", то есть естественной акустики помещения, в котором "находится" ударная установка. И это не повешенный на выход ревербератор, который лишь имитирует ту или иную окружающую среду — все сделано по-честному! Дело в том, что при записи каждого семпла барабанов (а если точнее, акустических барабанов и перкуссии) одновременно использовалось несколько способов съема звука. Во-первых, с близкого расстояния (close-up mic), что дает максимально сухой (dry) звук и хорошую передачу частот, особенно низких. Во-вторых, парой надголовных микрофонов (overhead) — звучание по-прежнему сухое, плюс добавляется стереофоническое позиционирование. В-третьих, микрофонами, находящимися примерно в двух метрах от источника (ambience mics) и позволяющими получить теплое звучание с небольшим количеством "воздуха". И, в-четвертых, парой удаленных микрофонов (distant mics), размещенных более чем в семи метрах от источника и обеспечивающих на записи атмосферу помещения. Все это одновременно писалось сразу на восемь дорожек магнитофона.

Таким образом, регулятор Ambience просто изменяет баланс между различными вариантами записи семплов. Конечно, исходники семплов подверглись определенному редактированию — были подобраны наилучшие сочетания прямого и обработанного сигналов. Например, при создании установки drum-kit 50s для барабанов и хета были взяты семплы, записанные с близкого расстояния, для тарелок — записанные надголовными микрофонами, а для "пространства" использовались удаленные микрофоны. Благодаря такой комбинации удалось достигнуть старого, чисто акустического звучания этой установки. Для других установок подбирались иные сочетания записей, наиболее ярко подчеркивающие характер их звучания, а современным электронным ударным пришлось искусственно добавлять "пространства" при помощи студийных процессоров эффектов. В любом случае (не важно, какие ударные загружены в память Groove Agent — живые или электронные), поворот регулятора Ambience влево делает звук близким, насыщенным и заглушенным, а вправо — отдаленным и объемным. Положение регулятора по умолчанию (на 12 часов) обеспечивает задуманную разработчиками звуковую картину для каждой из установок. На мой взгляд, это получилось у них просто замечательно.

Режим Edit

Пойдем дальше. До сих пор мы рассматривали ударные установки Groove Agent как единое целое (возможность произвольно назначать инструменты не в счет). Однако Groove Agent предлагает куда более существенные индивидуальные настройки инструментальных групп. Прямо под "дисплеем" находится серая кнопка Edit. Если ее нажать (или просто кликнуть мышью, например, в районе пиковых индикаторов), то на поверхность черного поля, окружающего дисплей, "всплывет" панелька с множеством регуляторов (рис. 20). Каждой группе инструментов установки соответствует своя линейка регуляторов. Поскольку все восемь линеек абсолютно одинаковы, достаточно будет описать одну из них.


Рис. 20


Начинается линейка с треугольника (Aud), кликнув по которому, можно прослушать назначенный на группу инструмент.

Регулятор Vel (Velocity) отвечает за отклик Groove Agent на поступающие значения динамики. Причем регулируется совсем не динамический диапазон. В Groove Agent один и тот же инструмент представлен несколькими семплами — при ударах по настоящему барабану с разной силой меняется не только громкость, но и характер звучания, поэтому для более точной имитации были записаны несколько разных по силе ударов. Соответственно, при воспроизведении, например, тихой ноты подставляется семпл легкого удара, средней по громкости ноты — среднего по силе удара и т. д. То есть создаются динамические слои. Имитируемый подобным образом барабан звучит по-разному на протяжении динамического диапазона (как и настоящий). Регулятор Vel позволяет изменить эту схему — если ее повернуть влево, инструмент будет использовать "тихие" семплы (и звучать спокойнее), а если вправо, то "громкие" (более сильные и напряженные). Причем зависимость выходной громкости нот от значений динамики останется постоянной — предусмотрена специальная функция компенсации, изменится лишь количество задействованных в инструменте семплов (динамических слоев). Положение Vel по умолчанию (на 12 часов) обеспечивает максимальное количество динамических слоев. Отклонение ее от этого положения уменьшает количество слоев и делает звучание инструмента более однородным (хотя и менее живым).

Вообще, если уж говорить беспристрастно, Groove Agent имеет весьма небольшое количество динамических слоев — обычно по три-четыре на инструмент, в некоторых особо критичных случаях (например, малый барабан или хет) — пять. Для сравнения — многие библиотеки ударных формата GigaSampler имеют аж по шестнадцать слоев на инструмент. При разработке программы Groove Agent большое внимание было уделено экономии оперативной памяти компьютера и увеличению скорости загрузки установок. Кроме того, не следует забывать, что семплы загружаются парами — для прямого и обработанного звучания. Поэтому количество динамических слоев выбиралось по принципу необходимого минимума — там, где это действительно было нужно.

Регулятор Tune позволяет подстроить инструменты по высоте в пределах октавы вверх и вниз. Для удобства, функция изменения высоты привязана к углу поворота ручки нелинейным способом — в середине (в районе положения на 12 часов) разрешение регулировки выше, чем по краям диапазона.

Регулятор Dec позволяет изменить время затухания (Decay Time) инструмента. При помощи этого можно добиться как эффекта основательно "заглушенного" барабана в глухой камере, так и наоборот — увеличить продолжительность звучания. Не путайте Dec с Ambience — в данном случае изменяется только время звучания семпла, но не пространственная характеристика помещения (или эффекта для электронных ударных).

А вот регулятор Amb изменяет к ак раз акустику помещения индивидуально для каждой группы. Поскольку основной регулятор Ambience (о котором говорилось ранее) воздействует одновременно на всю ударную установку, имеет смысл выставить его в положение по умолчанию, прежде чем осуществлять отдельные настройки групп.

Регулятор Vol (Volume) изменяет громкость инструментальной группы — если не устраивают штатные настройки, можно выставить баланс самостоятельно.

Ну и последним элементом линейки является меню назначения выхода инструмента (Out) — белый квадрат с цифрой внутри. Цифра отображает номер выхода (всего их четыре). По умолчанию, все инструментальные группы назначены на первый выход. Чтобы изменить назначение, кликните мышью в квадрат, и в открывшемся меню выберите нужный номер. Индивидуальные выходы очень удобны, если хочется отдельно обработать эффектами ту или иную группу.

Наличие всего четырех независимых выходов, как сказал Свен, это компромисс между гибкостью и громоздкостью. Некоторым пользователям за глаза хватает и двух выходов, а некоторым мало целых восьми. Однако не стоит забывать, что наличие восьми и более выходных стереопар существенно увеличит ширину микшерной консоли Cubase, что, в свою очередь, у кого-то может вызвать дискомфорт. Поэтому решили "сойтись на четырех". На мой взгляд, логичнее было бы дать возможность независимого вывода для каждой инструментальной группы, а незадействованные выходы просто убирать с пульта. Впрочем, я не разработчик, им виднее.

Регулятор Master Vol(ume) отвечает за общий выходной уровень инструментов. При использовании нескольких выходов он воздействует одновременно на каждый из них.

Ниже панели регуляторов расположены кнопки десяти ячеек памяти (Memory, рис. 21). В каждой ячейке можно сохранять все текущие настройки панели управления Groove Agent. По умолчанию, при загрузке инструмента активна первая ячейка (кнопка номер один подсвечена белым цветом). Все изменения во время работы в настройках и регулировках автоматически запоминаются — то есть никаких специальных действий для сохранения предпринимать не требуется.


Рис. 21


Для активизации другой ячейки кликните по нужной кнопке. Чтобы скопировать текущие установки Groove Agent в любую из оставшихся девяти ячеек (или в первую, если на данный момент активна другая), воспользуйтесь функцией копирования. Для этого нажмите кнопку Copy (при этом рядом вспыхнет "светодиод"), и следом за ней кнопку нужной ячейки. Вообще, функцию копирования нельзя назвать необходимой — она просто немного облегчает жизнь. Любая активная ячейка автоматически запоминает все изменения, просто изначально она не знает ничего — ни стиля, ни установки, ни паттерна (за исключением первой ячейки, да и то лишь потому, что, работая с Groove Agent, вы уже выбрали стиль, установку и все остальное). Кнопки ячеек подсвечиваются по-разному в зависимости от их состояния. Пустая и неактивная ячейка — серая. Активная — белая. Неактивная, но и не пустая (то есть имеющая сохраненные данные) — красная. Вообще, ячейка считается заполненной (и подсвечивается красным), как только в ней появляется информация о стиле. Попробуйте двигать различные ручки, сделав активной пустую ячейку, — она по-прежнему останется серой, если перескочить на другую ячейку, хотя все изменения сохранены и по возвращении обратно будут активизированы вновь. Однако стоит передвинуть слайдер стиля, как ячейка получит статус заполненной, даже если это оказалось единственной манипуляцией с инструментом.

Таким образом, есть десять независимых слотов для сохранения параметров инструмента, которые позволяют работать с абсолютно разными настройками Groove Agent, вплоть до записи разных барабанных партий (если вы работаете в реальном времени). Для вызова любой из сохраненных сцен достаточно активизировать нужную ячейку памяти — переключение осуществляется моментально. Можно прямо во время воспроизведения мгновенно (и без ожидания следующего такта) изменять уровни сложности, стили, ударные установки и любые другие параметры. Все дальнейшие изменения регулировок сцен будут запоминаться. Более того, содержимое ячеек памяти можно сохранить вместе с банком настроек Groove Agent на диск (в формате FXB) и загрузить обратно в любой момент.

Панель Setup

Groove Agent, что называется, ларчик с секретом. Панель настроек самых интересных функций инструмента запихнули аж на виртуальную печатную плату! Если вы находитесь в режиме Edit (то есть видите регуляторы инструментальных групп и кнопки памяти), обратите внимание на "секретный" лючок Setup под "дисплеем". Откройте его (рис. 22).


Рис. 22


Слева расположен блок из четырех микропереключателей. Верхний из них (MIDI Output) служит для включения/выключения режима MIDI-выхода. Данный режим позволяет записывать на MIDI-трек секвенсора весь воспроизводимый Groove Agent материал и является одной из самых интересных функций инструмента. Представляете — исполненная виртуальным барабанщиком партия становится доступной для дальнейшего редактирования и может быть озвучена другим семплером или модулем! Стоит, правда, напомнить, что функция MIDI-выхода несколько выходит за рамки протокола VST 2.0 и может быть несовместима с отдельными хост-программами. Например, в среде Emagic Logic она не работает. Разработчики гарантируют корректный MIDI-выход Groove Agent лишь в продуктах фирмы Steinberg — Cubase и Nuendo. Впрочем, даже если вам не повезло, работой Groove Agent можно управлять при помощи системы автоматизации хост-программы. Активное положение переключателя MIDI Output отображается в нижней строке "дисплея" символом MIDI-разъема (рис. 23).


Рис. 23


Следующий переключатель (GM Output) служит для активизации совместимости с протоколом General MIDI. Дело в том, что раскладка барабанов и перкуссии в Groove Agent отличается от стандартной GM-раскладки (рис. 24).


Рис. 24


При использовании в качестве тон-генератора самого Groove Agent это несущественно. Однако для совместимости с другим оборудованием предусмотрена возможность переназначения нот на выходе инструмента в соответствии со стандартом General MIDI. Рабочее состояние переключателя GM Output отображается на "дисплее" символом GM (рис. 25).


Рис. 25


Очень интересную функцию активизирует третий переключатель — Amb to Out 4 (Ambience To Output 4). Если его передвинуть вправо, то Groove Agent будет отдельно выводить по четвертому стереовыходу сигналы реверберации. При этом через выходы 1-3 пойдут только прямые сигналы. Зачем это нужно? Можно отдельно обработать реверберационный отклик эффектами — эквалайзером, гейтом и т. п. Можно к одному барабану приделать "хвост" от другого. Можно прямой сигнал и реверберацию двигать относительно друг друга по времени. При экспорте барабанной партии в аудиофайл может оказаться удобнее иметь два независимых файла (Dry и Wet) для дальнейшей работы, например, в многоканальном проекте. Короче, все ограничивается только вашей фантазией — экспериментируйте! "Дисплей" показывает состояние переключателя Amb to Out 4 специальным значком (рис. 26).


Рис. 26


Последний, четвертый переключатель, Vintage Mode, отвечает за классический звук некоторых старых установок — он влияет только на ударные установки (и, соответственно, на общее звучание стилей) в диапазоне 1950-1975 гг. Воссоздавая звучание тех лет, разработчики, помимо подбора микрофонов и реверберационно й картины, дополнительно добавили некоторую "умную" частотную обработку и сузили стереобазу. Благодаря этому стили стали звучать прямо как на пластинках того времени. Однако специально для тех случаев, когда требуется более "качественный" и современный звук, vintage-эффект можно отключить. По умолчанию переключатель находится в активном положении, что отображается символом граммофона (рис. 27).


Рис. 27


Если присмотреться внимательнее, то правее блока переключателей между дорожками "платы" и висящими проводами можно разглядеть еще один элемент меню Setup — красную кнопку Reset All. Если ее нажать, то все инструментальные группы сбросятся на Off, а остальные регуляторы Groove Agent примут положение по умолчанию. То есть произойдет тотальная "зачистка" активной на данный момент ячейки памяти. Кнопкой хорошо пользоваться, если вы хотите собрать ударную установку с нуля или настолько запутались в редактировании, что проще начать все с начала.

В работе

Если использовать Groove Agent исключительно как тон-генератор (то есть ограничиться лишь парой процентов возможностей инструмента), то процедура приведения его в рабочее состояние такая же, как у любого другого инструмента-плагина. В зависимости от типа секвенсора, порядок действий может несколько отличаться, но суть остается одна — надо подать на инструмент MIDI-информацию (с клавиатуры или уже записанную — из трека), и направить выходной сигнал на устройство аудиовывода. Входные MIDI-данные должны соответствовать раскладке инструментов, которая приведена на рис. 24. Такими данными может быть не только поток MIDI-событий с клавиатуры, но и записанные через MIDI-выход Groove Agent собственные партии инструмента (например, после редактирования).

Однако наибольший интерес Groove Agent представляет не как тон-генератор (хотя и в этой роли он звучит замечательно), а как виртуальный исполнитель. Для этого ему требуется умение стартовать вместе с секвенсором и вовремя получать управляющие команды. И то, и другое можно делать разными способами.

Сначала давайте рассмотрим ситуацию, когда вы управляете инструментом посредством его регуляторов, находясь в синхронизации с секвенсором. Перво-наперво, "пусковые" кнопки Groove Agent (Run/Stop) надо привязать к кнопкам транспорта секвенсора, чтобы включать инструмент одновременно с остальными треками. Делается это так. Сначала нажимаете кнопку воспроизведения в секвенсоре. Далее переходите в окно управления инструментом и нажимаете кнопку Run. После опять возвращаетесь в панель транспорта секвенсора и останавливаете воспроизведение соответствующей кнопкой. Теперь при получении команды Play секвенсор автоматически запустит и Groove Agent, а нажатие кнопки Stop в панели транспорта остановит и секвенсор, и инструмент. Таким образом, вы получаете возможность "включать" виртуального барабанщика в любом месте проекта, и он будет послушно бегать за секвенсором (даже в закольцованных местах), пока вы не нажмете Stop. Во время игры Groove Agent также следует командам с панели управления — переключает уровни сложности, делает акценты, отрабатывает брейки и т. д.

Далее можно пойти двумя путями. Если вы работаете, к примеру, в Cubase, Nuendo или любом другом секвенсоре, который поддерживает все функции Groove Agent, то его барабанную партию легко записать на MIDI-дорожку, которую в дальнейшем можно редактировать или просто воспроизвести через семплерную часть инструмента. Если же используемый хост-секвенсор не "умеет" записывать MIDI-данные с выхода Groove Agent, можно воспользоваться системой автоматизации секвенсора, которая способна зафиксировать не только смену паттернов, активизацию акцентов и брейков, но и различные "немузыкальные" изменения — например, поворот регулятора Ambience, коррекцию затухания и т. п. Огибающие автоматизации можно впоследствии редактировать с высоким разрешением, и хотя отдельные удары по барабанам не будут доступны для коррекции (как в случае записи MIDI-дорожки), все же система автоматизации позволяет управлять основными функциями инструмента. Само собой, работая в Cubase, можно пользоваться обеими возможностями фиксации команд управления.

Однако самый удобный, на мой взгляд, способ управления инструментом — это использование MIDI-клавиатуры (пятиоктавной хватит вполне). Как и в программе Virtual Guitarist, фактически все основные "музыкальные" команды Groove Agent могут отдаваться обычными MIDI-нотами. Ноты можно исполнять в реальном времени, а можно забивать в секвенсор пошагово — например, в клавишном редакторе. Давайте разберемся с этим подробнее. Как я уже говорил, часть MIDI-клавиш (а конкретно — в диапазоне от В0 до А3 или, по порядковым номерам, — 35-69) выделена для семплерной части Groove Agent (смотрите раскладку инструментов на рис. 24). То есть в любом состоянии модуля (играет он, остановлен, исполняет заполнения и т. д.) на указанных клавишах будут "сидеть" назначенные на них барабаны. Вы можете даже подыгрывать на них параллельно с воспроизводимым паттерном или записать отдельную партию в дополнение к выходу инструмента. В этом диапазоне клавиши работают в традиционном режиме — дают команды взятия/снятия ноты, разная скорость нажатия (velocity) определяет громкость и динамический слой исполняемой ноты. Если подключиться к Groove Agent по десятому MIDI-каналу, раскладка барабанов и перкуссионных инструментов диапазона (В0-А3) изменится на совместимую с General MIDI.

Следующая по порядку MIDI-нота, A#3 (70), дублирует клавишу Accent панели управления. Соответственно, пока она удерживается, воспроизведение паттерна будет остановлено. Между прочим, Groove Agent быстрее реагирует на ноту A#3, чем на кнопку Accent, — у первой из них время ожидания (latency) заметно меньше.

Нота B3 (71) останавливает игру инструмента, если он "крутит" какой-либо паттерн (или брейк). Эта нота может служить также аварийной кнопкой, если возникает необходимость остановки инструмента.

При управлении инструментом по любому нечетному MIDI-каналу (1, 3, 5 и т. д.) идущие далее 25 клавиш С4-С6 (72-96) выполняют сразу несколько функций. Во-первых, любая из них включает игру Groove Agent. Во-вторых, каждая клавиша соответствует своему уровню сложности — например, С4 обозначает уровень "А", С#4 — "В", G5 — "15" и так далее. Таким образом, этими клавишами можно как переключать уровни сложности во время воспроизведения, так и запускать инструмент с произвольного уровня сложности. В-третьих, от скорости нажатия зависит тип переключаемого рисунка. Если клавишу нажать несильно (от 0 до 90 единиц), то включится паттерн, если же сильнее — активируется заполнение. При сильном ударе по любой из клавиш диапазона, когда Groove Agent находится в состоянии паузы, воспроизведение стартует с брейка. Также для инициализации брейков можно использовать колесо модуляции или сигналы MIDI-контроллера 66.

Если входной MIDI-канал Groove Agent выставить с четным номером (2, 4, 6 и т. д.), то белые клавиши диапазона С4-С5 (72-84) управляют функцией заглушения восьми инструментальных групп, а десять черных клавиш после С4 (C#4, D#4, F#4 и т. д.) переключают ячейки памяти.

Помимо клавиш, можно использовать и MIDI-контроллеры для управления как "музыкальными" командами (например, для переключения Snare/Sidestick, Half Tempo Feel, регулировки Shuffle, Humanize и т. п.), так и индивидуальными настройками групп. В последнем случае, используя MIDI-каналы с 1 по 8, можно изменять такие параметры групп, как Tune, Decay, Velocity Offset и т. д. Огибающие контроллеров можно, кстати, редактировать наравне с MIDI-нотами. Полный список доступных контроллеров приведен в конце руководства пользователя.

Способ управления Groove Agent при помощи нот хорош тем, что он не только удобен, но и универсален. Такой метод будет работать с любым хост-секвенсором, вне зависимости от поддержки, например, записи партий по MIDI-выходу или еще каких уникальных особенностей. Если не вылезать за рамки концепции инструмента, этого за глаза хватит фактически для любой работы (конечно, будет еще удобнее, если все функции работают без исключения). Кстати, при управлении нотами не требуется даже синхронизировать транспорт секвенсора с пусковыми кнопками инструмента — все команды просто записываются на MIDI-трек (или исполняются живьем).

Не забывайте и про кнопки ячеек памяти. Поскольку каждая из них сохраняет полный комплект настроек всего инструмента (в том числе ударные установки, стили и индивидуальные регулировки барабанов), несложно наделать настроек на разные части проекта и переключать их в процессе воспроизведения. К тому же переключение происходит моментально. Единственное ограничение — это количество доступных ячеек. Свен говорит, что ячейки памяти они придумали в самый последний момент, когда интерфейс был уже практически готов. Удалось впихнуть всего десять штук. Ну, хотя с использованием одних только ячеек памяти и не получится создать разнообразную партию, кто мешает комбинировать разные методы управления? Например, автоматизацией или MIDI-нотами "рулить" уровнями сложности и брейками, а установки и стили переключать кнопками Memory (при помощи тех же MIDI-нот). Последнее тем более актуально, что слайдер Style не может управляться удаленно (с MIDI-клавиатуры, сигналами контроллеров и т. п.).

Мне осталось рассказать вам только о том, как выполняется запись партий Groove Agent на MIDI-трек через MIDI-выход инструмента. Это несложно, главное, чтобы хост-секвенсор мог получать MIDI-данные из модуля либо напрямую (как Cubase или Nuendo), либо через программу-адаптер (например, Cakewalk Sonar с адаптером Tonewise DirectiXer 2.5). Отдельные детали у разных секвенсоров могут отличаться, но принцип один. Для записи предпочтительнее создать новый трек (не использовать тот, на который назначен Groove Agent). Сначала надо активизировать MIDI-выход Groove Agent (в лючке Setup), далее назначить Groove Agent в качестве входного источника для MIDI-трека, на который будет осуществляться запись (выход его лучше всего оставить пустым), затем установить этот трек в режим Record Ready и далее, собственно, начинать записывать. Записывать можно как заранее подготовленную партию (например, при помощи нот или автоматизации), так и управляя инструментом в реальном времени.

При работе с MIDI-выходом Groove Agent будет нелишним включить фильтр MIDI-событий секвенсора и отметить там опцию SysEx (System Exclusive). Если этого не сделать, то команды Run и Stop будут записаны на MIDI-трек наряду с нотами барабанной партии, и при попытке воспроизведения записанной MIDI-дорожки обратно через инструмент вызовут запуск ненужного в данном случае движка виртуального исполнителя. С другой стороны, фильтрация SysEx может сделать невозможной запись команд системы автоматизации некоторых секвенсоров — имеет смысл разделить эти операции.

Также не забывайте отключить функцию автоквантайза при записи — иначе вы рискуете угробить естественный характер паттернов инструмента. Если надобность в квантайзе возникнет, его всегда можно сделать и после записи.

Еще одной полезной функцией MIDI-выхода Groove Agent является возможность использования вместо тон-генератора инструмента любого другого семплера или синтезатора. То есть Groove Agent играет паттерны и брейки, а озвучивает их другой модуль — например Steinberg LM4, Native Instruments Battery и т. п. Для этого надо создать MIDI-трек и назначить на него ваш любимый модуль. Далее включаете MIDI-выход Groove Agent, указываете его в качестве входа для трека с другим барабанным модулем и заглушаете на пульте аудиовыход виртуального барабанщика. Все — Groove Agent будет играть звуками вашего синтезатора. Вот только ударные установки нельзя будет переключать слайдером Style, и из регулировок инструментальных групп будут действовать лишь функции заглушения.

При записи партий Groove Agent на MIDI-трек можно заметить, что основной динамический диапазон паттернов находится в пределах 80-100 единиц. Встречаются отдельные громкие удары (вплоть до 127), или наоборот — тихие места (60 и меньше). Однако какого-либо регулятора, позволяющего изменить уровни динамики паттернов при записи, не предусмотрено. Имейте это в виду, если собираетесь воспроизводить партии Groove Agent через другие "мозги" (семплеры, ритм-машины и т. п.) — звучание может оказаться не самым оптимальным. Значения динамики паттернов Groove Agent подгонялись специально под семплерную часть инструмента, и если другой тон-генератор воспроизводит их слишком экспрессивно или, наоборот, — вяло, возможно, придется повозиться с редакцией либо паттернов, либо динамической чувствительности воспроизводящего их синтезатора.

Готовая партия Groove Agent со всеми записанными командами, MIDI-нотами, огибающими MIDI-контроллеров и кривых автоматизации, а также внутренними регулировками и внешними эффектами при офлайновом сведении (миксдауне) пересчитывается подобно любому другому VST-инструменту — полностью в соответствии с заданными настройками.

Выводы

Groove Agent оказался первым среди виртуальных барабанщиков, подобно тому как за полгода до этого его старший брат Virtual Guitarist стал первым среди программных гитаристов. Инструмент крайне прост в управлении и звучит гораздо серьезнее и убедительнее, чем обычная ритм-машина. Подобно своему предшественнику, Groove Agent требует от пользователя минимального погружения в процесс создания партии, обеспечивая вместе с тем очень высокий конечный результат. Словом, как смешно выразился автор одного зарубежного обзора, Groove Agent — именно тот барабанщик, о котором мечтают многие, так как он делает только то, что ему говорят, играет вовремя, а не между песнями, не пытается увести вашу подружку или выкинуть в окно телевизор.

Работа, звучание, управление инструментом — все это мне очень понравилось. Смешно сказать, но, написав столько страшных вещей про ошибки, баги и несовместимость, сам я ни с чем подобным во время тестирования и описания так и не столкнулся. Наоборот, Groove Agent оставил у меня впечатление очень устойчивого в работе инструмента с богатейшими возможностями и почти неисчерпаемым потенциалом.


Эта статья была опубликована 26 Июль 2006 г..
Число отзывов: 0
Написать отзыв
Товары, связанные с данной статьёй:
Virtual Guitarist Electric Edition [3 CD]
Virtual Guitarist Electric Edition [3 CD]
Hypersonic 2
Hypersonic 2
Groove Agent
Groove Agent
Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Nuendo 4.3 [Full DVD Version]
Nuendo 4.3 [Full DVD Version]
Cubase 5.1 [Full DVD Version]
Cubase 5.1 [Full DVD Version]
Virtual Bassist
Virtual Bassist
Groove Agent 2
Groove Agent 2
Корзина
Корзина пуста
Вход
E-Mail:
Пароль:
Create an Account
Лучшие товары Перейти
01. REASON 4
02. Cubase SX 3 Full version + Crack
03. Dance eJay 7 [2 CD]
04. Сборник СИНТЕЗАТОРЫ # 1
05. Virtual Bassist
06. NEXUS
07. Guitar RIG 3
08. Сборник PLUG-INS # 1
09. Real Guitar 2
10. Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Отзывы
Native Instruments FM8
КЛАССИКА! Чтобы выбрать чистый инструмент нужно выключить эф ..

5 из 5 звёзд!
Валюта
FAQ
Выбор дисков (12)
Инсталляция программ (5)
Работа магазина (8)
Форматы сэмплов (5)
Опросы
Любимый секвенсор ?
Nuendo
Cubase SX
Sonar
Cakewalk Pro Audio 9
Logic Audio
Digital Performer
Ableton Live
Fruity Loops
Результаты | Опросы
Голосов:1394
Заработай с нами


Сэмплы, VST плагины и инструменты VSTi.
Copyright © 2004-2017 ProSounds.ru