Интернет-магазин Prosounds.ru . Программы для создания музыки, vst плагины, сэмплы, музыкальные и нотные редакторы, скачать и купить почтой
  Главная » Обзор VST плагинов и инструментов » Steinberg Virtual Guitarist [Часть 2]
Разделы
Поиск
Введите слово для поиска.
Advanced Search
Производители
Информация
Доставка
О магазине
Скачать
Форматы сэмплов
Оплата
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
Скидки
Logic Studio 9 Full Version [12 DVD]
Logic Studio 9 Full Version [12 DVD]

3,600 р.
2,160 р.
Новинки
iZotope Neutron Advanced v2.00
iZotope Neutron Advanced v2.00

180 р.
Рекомендуемые
Sibelius 6 [Full DVD Version]
Sibelius 6 [Full DVD Version]

240 р.
Статьи
Домашняя студия (4)
Звуковые редакторы (9)
Звукозапись (15)
Обзор VST плагинов и инструментов (22)
Сэмплерные библиотеки (4)
Обмен ссылками
Разное

Steinberg Virtual Guitarist [Часть 2]

Steinberg Virtual Guitarist [Часть 2]

Работая с Virtual Guitarist, можно одновременно использовать несколько модулей инструмента (как разных типов, так и одинаковых) и даже загружать на разные треки одних и тех же "исполнителей". Все упирается лишь в ресурсы оперативной памяти компьютера — чем они обширнее, тем больше "исполнителей" можно загрузить. Инструмент работает вполне устойчиво, так что если вы его случайно "перегрузите", не бойтесь, что он повиснет или перестанет работать. Также не забывайте, что если для конкретной партии большого по объему "исполнителя" не требуется полный набор аккордов, всегда можно загрузить его в сокращенном виде, выбрав соответствующий набор Chord Set, и в сэкономленные ресурсы оперативки загрузить что-нибудь еще. На качество звучания инструмента это не окажет ровно никакого влияния — просто не загрузятся лишние семплы. Иногда это может оказаться весьма важно — "объемные" стили (например, такие, как Ringaracka, Traditional и Mellow модуля Virtual Acoustic или Brit 1 / Brit 2 из Virtual Guitarist Electric Edition) отжирают от ресурсов оперативки более 100 Мб каждый!

Еще проблема нехватки памяти может быть решена промежуточным миксдауном дорожек с назначенным инструментом. В некоторых современных аудиосеквенсорах для этой цели предусмотрены специальные команды, например, функция Freeze Track в программе Samplitude Studio, или Apply FX в Cakewalk Sonar. Работая подобным образом, можно проигрывать "живьем" лишь ту партию модуля Virtual Guitarist, редактирование которой осуществляется в данный момент.

Иногда при конвертации MIDI-трека с "Гитаристом" в аудиофайл (командой миксдауна, экспорта или еще какой — зависит от используемого секвенсора) наблюдается пропадание первой ноты. То есть, вся партия нормально "сгоняется", а вместо первой ноты — тишина. Поэтому, собираясь произвести подобную операцию, захватите при выделении временного диапазона трека с Virtual Guitarist один-два пустых такта до начала партии. Тогда все пересчитается корректно.

При выборе или изменении "исполнителя" (а также открытии проекта с назначенным инструментом) Virtual Guitarist затрачивает определенное время на загрузку в оперативную память библиотеки семплов выбранного стиля. Это время напрямую зависит от сложности самого стиля и настроек Chord Set. Если переключить "исполнителя" во время воспроизведения, инструмент не будет играть, пока все семплы не загрузятся. Поэтому, если в гитарной партии присутствуют несколько исполнителей, раскидайте их лучше по разным трекам.

Управление по шестнадцатому MIDI-каналу

Отдельным бонусом для особо продвинутых пользователей Virtual Guitarist является возможность самостоятельно составлять партии из имеющихся в "исполнителе" семплов. Однако разработчики не дают никаких гарантий достижения приемлемого результата, и не надо воспринимать эту функцию столь же радужно, как ее преподносят в некоторых статьях. И основная причина здесь вот в чем. При создании инструмента авторы брали живую партию и "шинковали" ее на части для интеллектуального управления. Это далеко не то же самое, что взять библиотеку семплов и "клеить" из них последовательности. Во-первых, набор каждого "исполнителя" Virtual Guitarist содержит ровно столько семплов, сколько нужно для восстановления исходной партии (плюс вариации) и ни семплом больше. Во-вторых, нарезаны и обработаны эти семплы опять же исходя из интересов построения конкретного паттерна. Поэтому далеко не факт, что вам удастся столь же успешно собрать из этих кирпичиков другие рисунки. Где-то может не хватить нот или аккордов, где-то — нужных штрихов исполнения. С другой стороны, подходя к процессу с твердым осознанием вышеперечисленных ограничений, можно действительно создать немало хороших вариаций на тему исходного стиля. Самой большой проблемой тут выступает закрытость внутренней структуры инструмента от пользователя — все приходится делать на ощупь.

Прежде всего, я вас разочарую — никаких новых "исполнителей" и паттернов в библиотеку инструмента не добавить. Допускается лишь запись MIDI-секвенций, каковые, впрочем, можно спокойно сохранять и пользоваться ими в дальнейшем. Но о той гибкости управления, с которой Virtual Guitarist работает в штатном режиме, забудьте сразу — придется попотеть и поучиться. Перейдем к делу. Чтобы получить возможность покопаться в "потрохах" Virtual Guitarist, надо настроить его на шестнадцатый MIDI-канал (по остальным MIDI каналам, с 1 по 15, он управляется обычным способом). Настроив соответствующим образом секвенсор или MIDI-клавиатуру, можно воспроизводить по отдельности каждый из входящих в "исполнителя" семплов и даже играть ими в реальном времени. Диапазон клавиатуры при этом делится на две половины. В левой части (до ноты C четвертой октавы) вы указываете типы аккордов, а в правой (от C четвертой и до C шестой) извлекаете различные ноты, удары, интервалы, аккорды и другие составляющие партии текущего "исполнителя". Грубо говоря, в правой части клавиатуры вы имеете полный комплект всех транспонируемых семплов "исполнителя" для выбранного слева аккорда. Число таких комплектов зависит от гармонической сложности исполнителя (ну, сколько всего он "знает" аккордов) и настроек Chord Set. То есть, анализатор аккордов работает как и раньше, а вот функция "самоиграйки" перешла в режим ручного управления. Если левую руку убрать с клавиш (не взять вообще никакого аккорда), тогда в правой половине клавиатуры станут доступны атональные нетранспонируемые звуки: скрип пальцев, удары по деке и т. п.

К сожалению, детального описания управления программой Virtual Guitarist по шестнадцатому MIDI-каналу не существует даже в пользовательском мануале, и многое приходится осваивать на ощупь. Чтобы посмотреть, какие семплы входят в того или иного "исполнителя", можно найти соответствующую папку в библиотеке аудиоконтента (рис. 26) и загрузить все содержимое в звуковой редактор (например, WaveLab или Sound Forge). Ошибиться с семплами тут трудно, так как названия папок являются сокращенными (а чаще — вообще полными) названиями соответствующих "исполнителей". Например, папка Dark8th — это семплы "исполнителя" NU Metal Dark 8th. Никаких схем или описаний семплов нигде не приводится, так что придется определять предназначение каждого фрагмента на слух. Это может оказаться весьма кропотливой работой, но затраченные усилия с лихвой окупят себя, когда вы начнете строить свои секвенции. Хорошо хоть из имен файлов можно понять названия аккордов или нот — например, PL10_S5FT_A7sus4_01.wav или PL11_LPRE_A#_05.wav. Некоторые семплы "исполнителей" Virtual Guitarist записаны не в стандартном формате WAV, а в формате OSQ. Этот новый формат аудио, который разработал Philippe Goutier (создатель редактора WaveLab), компрессирует данные без потери качества, выбирая для каждого файла свои параметры сжатия, исходя из его индивидуальных характеристик. Данный формат разработчики "Гитариста" использовали лишь для семплов длинных аккордов, с целью сократить занимаемый ими объем и в то же время не слишком загрузить процессор (OSQ формат в данной ситуации оказался оптимальным решением). Virtual Guitarist Electric Edition обходится стандартными WAV-файлами.


Рис. 26


Семплы появятся в раскладке Virtual Guitarist в алфавитном порядке. Имейте в виду, что какой-либо жесткой систематизации семплов разработчики не предусмотрели, и их номера спокойно могут "скакать" через несколько единиц и даже десятков. Для иллюстрации давайте рассмотрим "исполнителя" Ringaracka из Virtual Guitarist Acoustic. Семплы (St01_A6_[название аккорда]_[номер семпла].wav — рис. 27) с первого по четвертый номер играют фигуру из четырех восьмых нот. То есть такт выглядит так: 1-2-3-4-1-2-3-4. Семпл с номером 11 представляет собой длинный аккорд длительностью в четвертную долю, который используется в некоторых паттернах. Семплы 21-25 задействованы в начале заполнений: 21 — это восьмая нота, 22 и 23 — шестнадцатые, а 24 и 25 — опять восьмые. Ну и дальше все в таком же духе.


Рис. 27


Некоторые "исполнители" содержат так много семплов, что двух октав клавиш на всех не хватает. Чтобы воспроизвести "скрытые" сэмплы, надо повернуть колесо модуляции — его рабочий диапазон разделен аж на четыре положения, каждое из которых выводит на клавиатуру новые семплы.

Таким образом, комбинируя семплы нот, аккордов и различных атональных шумов с данными анализатора аккордов и колесом модуляции, можно вручную воспроизвести любой звук "исполнителя". Под словом "вручную" я подразумеваю не столько "сыграть", сколько "забить в секвенсор", так как даже у самого профессионального пианиста на все хитрости элементарно не хватит рук. Примерный вид пользовательской секвенции в клавишном редакторе показан на рис. 28. Аккордосодержащие удары и штрихи дублируются внизу "колбасками" аккордов, скрип пальцев и удары по деке представлены отдельными нотами. Обратите внимание на огибающую колеса модуляции — она вызывает дополнительные семплы, которых нет в основной раскладке. Словом, ручное управление Virtual Guitarist — дело крайне нудное и кропотливое, оно потребует немало терпения и фантазии, а также знания специфики моделируемого инструмента. Достигнутый результат может оказаться очень интересным, все зависит исключительно от вас — экспериментируйте!


Рис. 28


Окно Setup

Если мышью кликнуть по экранному джеку с маркировкой Setup, попадаешь в окно настроек программы Virtual Guitarist (рис. 29). Вверху слева кнопками Key Remote Octave можно зарезервировать одну октаву MIDI-клавиатуры для управления некоторыми параметрами инструмента. Для этого доступна одна из трех возможных октав (не считая опции "выключено"). Кнопка С1 обозначает диапазон нот от С до В первой октавы, С4 — четвертой, С5 — пятой. Вот как будут распределяться клавиши Remote Octave. Восемь нот — C, C#, D, D#, E, F, F# и G — соответствуют восьми паттернам текущего "исполнителя". Таким образом, при живой игре одной рукой можно брать аккорды, а другой переключать паттерны. Но это еще не все. Нота G# воспроизводит скрип струн (Fret Noise), а следующая за ней A — звук, возникающий при заглушении струн ребром правой руки (если нажать эту клавишу, все звучащие ноты очень аутентично "прихлопнутся" ладонью "исполнителя"). Ну, и если вас не устраивает, например, колесо модуляции для включения альтернативного паттерна (Fill) или неохота возиться с педалью сустейна — обе функции продублированы нотами A# и B соответственно. Некоторое пояснение по работе педали сустейна в разных версиях "Гитаристов". Как я уже говорил ранее, из Electric Edition убрали звук заглушения струн при отпускании педали (по-моему, совсем напрасно). В оригинальном же "Гитаристе" этот звук не дублирует клавишу A в октаве управления — он более мягкий и тихий. Так что у вас есть выбор характера остановки звучания гитары: можно мягко положить ладонь, а можно "прихлопнуть" посильнее. И то, и другое слушается очень натурально.


Рис. 29


Режим управляющей октавы удобно использовать не только при живом исполнении, но и при пошаговом создании партии Virtual Guitarist (например, в клавишном редакторе секвенсора), так как все перечисленные команды можно записать в традиционном нотном изложении в одном треке. За потраченный на "управленческие задачи" клавиатурный диапазон беспокоиться на стоит — достаточно иметь всего пару октав (три, если с запасом) для выбора аккордов. Инструменту ведь все равно, где вы их возьмете. Я думаю, опция выключения Remote Octave предусмотрена разработчиками лишь на тот случай, когда при помощи Virtual Guitarist воспроизводятся треки, ранее записанные совсем для других инструментов. Если в такой партии присутствуют аккорды, взятые в широком расположении, да еще с кучей продублированных через октаву (или октавы) нот, есть вероятность, что они захватят и управляющую область клавиатуры, что может вызвать нежелательные переключения паттернов и т. п.

Расположенная правее группа кнопок Chord Set позволяет определить, какое количество аккордов сможет использовать "исполнитель", то есть его музыкальный интеллект. Поскольку этот интеллект напрямую связан с количеством загружаемых в оперативную память компьютера семплов, на первый план выходят чисто экономические соображения. В самом деле, зачем впихивать в RAM полный набор уменьшенных, полууменьшенных, увеличенных, задержанных и т. п. аккордов, когда планируется партия из основных трезвучий? Оригинальный Virtual Guitarist предлагает три "джентльменских набора" аккордов: XXL, MID и ECO. Первый из них, как это и следует из его названия (eXtra eXtra Large), предлагает полный список из четырнадцати аккордов на каждую ноту, который я уже описывал ранее. Набор MID — это разумный компромисс между объемом и функциональностью. Загружается по девять типов аккордов на ноту: мажорное, минорное и задержанное (sus4) трезвучия, соответствующие им большие (maj7 и mmaj7), малые (7 и m7) и задержанные (7sus4) септаккорды, плюс уменьшенный (dim) септаккорд (рис. 30).


Рис. 30


Ну а ECO предназначен для тех случаев, когда с памятью совсем глухо, а партия гитары примитивна с точки зрения гармонических изысков. В набор входят всего пять типов аккордов: мажорное, минорное и задержанное (sus4) трезвучия, а также большой (maj7) и малый (7) мажорные септаккорды (рис. 31). Зато по объему ECO равняется примерно трети от XXL и половине MID.


Рис. 31


Чтобы изменения Chord Set вступили в силу для уже загруженного "исполнителя" (сменить набор аккордов в процессе работы), требуется его заново загрузить. Сначала в списке "исполнителей" выберите опцию Nothing Loaded (рис. 32), то есть сбросьте инструмент, после чего повторно загружайте сам стиль.


Рис. 32


Новый аккорд sus2, появившийся в Virtual Guitarist Electric Edition с подачи музыканта, записавшего всех "исполнителей" этой версии инструмента, присутствует во всех наборах Chord Set — XXL, MID и ECO. В оригинальном Virtual Guitarist, я повторяю, его нет.

Возникает вполне обоснованный вопрос, — а как же Virtual Guitarist интерпретирует сложные аккорды, работая в "экономичных" режимах, и не придется ли, чего доброго, исправлять записанную партию? Не волнуйтесь, играйте, как привыкли — инструмент имеет специальный алгоритм, который автоматически подставляет наиболее соответствующий ситуации аккорд из имеющихся в наличии. Точно также он заменяет нонаккорды и более сложные созвучия септаккордами в режиме XXL.

При использовании в проекте нескольких виртуальных гитаристов можно для каждого загружать свой собственный набор аккордов. Для этого, открыв новое окно инструмента, перед загрузкой нужного "исполнителя" зайдите в настройки Setup и укажите набор Chord Set.

Оба "кастрированных" режима ECO и MID автоматически заменяют встретившиеся в партитуре сложные аккорды наиболее подходящими из своего набора. Если, например, при экономичной загрузке инструмента (ECO) взять малый минорный септаккорд (m7), то он будет интерпретирован как минорное трезвучие.

Если у вас возникает недопонимание, как Virtual Guitarist интерпретирует взятые аккорды, просто посмотрите на дисплей аккордов в правом верхнем углу инструмента. Расшифровка транскрипции детально (как в нотном, так и в буквенном виде) приведена в мануале либо можете воспользоваться моими картинками.

Ладно, пойдем дальше. Се кция Vibrato Control позволяет задать управляющий контроллер для эффекта вибрато. Вообще-то многие "исполнители", особенно "электрогитаристы" в обеих версиях Virtual Guitarist, и сами используют вибрато — то есть, отдельные семплы (как правило, длинные аккорды) уже записаны с живым вибрато. Однако, если вам этого мало или требуется эффект там, где он отсутствует изначально, "вибрировать" ноты или аккорды можно и традиционным для синтезаторов путем — частотной модуляцией сигнала. Управлять эффектом вибрато можно тремя способами: колесом модуляции, послекасанием (aftertouch) или командами MIDI-контроллера СС77.

Под кнопками Vibrato Control находится настройка Fill Trigger — функции, которая включает альтернативный вариант паттерна. Честно говоря, мне не совсем понятно, зачем ею управлять MIDI-контроллерами, когда более чем достаточно клавиши из Remote Octave. Это же не слайдер уровня, где требуются все 127 ступенек контроллера. Тем не менее, можно назначить на Fill Trigger колесо модуляции, послекасание или MIDI-контроллер СС70. По умолчанию функции Vibrato и Fill Trigger "привязаны", соответственно, к послекасанию и колесу модуляции.

Функция Velocity Switch позволяет дополнительно разнообразить гитарную партию, заставляя Virtual Guitarist играть не в обычном режиме, а или синкопировано, то есть акцентируя слабые доли паттерна, или "вешая" на первую долю арпеджио и т. п. Соответствующей ручкой задается пороговое значение скорости нажатия клавиши, выше которого и будет проявляться эффект. Наиболее подходящие значения порога для живой игры находятся в диапазоне от 90 до 110, хотя, несомненно, это во многом зависит от вашей манеры исполнения и используемой MIDI-клавиатуры.

Существенно облегчить живую игру может правильная настройка регулятора Velocity Threshold. Эта функция представляет собой своеобразный гейт для поступающих значений скорости нажатия клавиши, игнорирующий те из них, что меньше заданного порога. В чем смысл данной фильтрации? Дело в том, что даже самый виртуозный исполнитель периодически "цепляет" соседние клавиши. При игре на обычном инструменте такие микроноты чаще всего незаметны, поскольку из-за малых значений динамики они тонут в общем контексте. А вот работе распознавателя аккордов Virtual Guitarist ляпы исполнителя могут здорово мешать. Правильная настройка Velocity Threshold помогает практически полностью решить эту проблему.

Помимо характерного интонирования, штрихов исполнения и т. п. настоящая гитара обладает рядом побочных звуков, которые, тем не менее, прочно ассоциируются с ее образом. Я имею в виду скрип струн при смене позиции (Fret Noise), заглушение, различные слайды, глиссандо и т. п. Кнопка Fret Noise позволяет включить или, наоборот, отключить добавление скрипа струн в общее звучание инструмента. Для пущей аутентичности Virtual Guitarist добавляет скрип не абы как, а лишь в тех случаях, когда он возникает на реальном инструменте, то есть при смене позиции на грифе гитары. Если же аккорды берутся в одной позиции, никакого скрипа добавлено не будет. Не забывайте, что вы имеете возможность в любой момент произвольно "испустить" Fret Noise, нажав соответствующую клавишу Remote Octave.

В варианте Virtual Guitarist Electric Edition появилась дополнительная кнопка Noise Filter (рис. 33). Она управляет функцией фильтрации шума, который при игре на электрогитаре часто возникает между нотами. В положении Noise Filter On звучание инструмента будет наиболее чистым, "отполированным", а в положении Off — более естественным, хотя и не без некоторой "грязи".


Рис. 33


Нажав соответствующую кнопку Display Chords, можно выбрать тип написания альтерированных аккордов: с диезом или с бемолем. Однако Virtual Guitarist не рассматривает аккорды в основной тональности композиции (к примеру, Си бемоль и Ля диез для него абсолютно равнозначны в любой ситуации), так что обе опции носят чисто декоративный характер — какой знак приятнее видеть, такой и ставьте.

Регулятор Tuning позволяет скорректировать основной строй инструмента. Традиционно за точку отсчета принята нота Ля на пятом ладу, которая по умолчанию равна 440 Гц. Крутить ручку Tuning не очень удобно — частота изменяется то нормально, то скачками, а ввод значений с клавиатуры почему-то не предусмотрен.

Ну и последняя установка, Chord Change Quantize, позволяет жестко привязать смену аккорда к ритмической сетке проекта. При живом исполнении — крайне удобная функция, особенно для такого горе-пианиста, как я. Доступны три масштаба квантизирования: по длительности целой ноты, по половинной и по четвертной. Chord Change Quantize контролирует только момент смены аккордов, на все остальные параметры инструмента (акценты, синкопирование или длинные аккорды) никакого воздействия не оказывается. Кнопка Off позволяет отключить квантизирование. Вообще-то, если, как говорится, зрить в корень, квантизирование после отключения никуда не исчезнет. Просто оно будет мельче — шестнадцатыми. Воспроизведение каждого ритмического рисунка исполнителя (то есть набора последовательностей из составляющих его семплов) запрограммировано в специальном плейлисте. Этот список имеет разрешение в 1/16 ноту, редко где более мелкое. Само собой разумеется, и смена аккорда может происходить не чаще минимального шага плейлиста. Умные пользователи при возникновении потребности, например, сменить аккорд за 1/32 ноту до начала такта, просто сдвигают трек на соответствующую длительность. Также в отдельных случаях может помочь и режим дубля Х2 секции Tempo.

Эффекты

Каждый уважающий себя гитарист имеет свой личный (и часто неповторимый) набор эффектов. Virtual Guitarist, чтобы не ударить в грязь лицом перед своими живыми собратьями, обзавелся целым чемоданом примочек. В этом чемодане есть вау-вау, дилей, ревербератор, тремоло, автофильтр, фейзер, фленджер и хорус. Внешний вид виртуальных примочек мне чем-то напомнил старые педали фирмы MXR — незатейливый прочный корпус, мощная кнопка включения/выключения, псевдорукописный шрифт в названии, характерные ручки и переключатели, и т. п. Чтобы переключить окно Virtual Guitarist для работы с эффектами, кликните мышью джек с надписью FX. Дизайн чемоданчика (рис. 34) стал предметом особой гордости разработчиков — настолько стильно там все сделано. Они так трепетно отнеслись к созданию внешнего облика эффектов, что не упустили, кажется, ничего — ни вызывающей ностальгию цветовой гаммы, ни оранжевой подсветки клавишных переключателей, ни саморезов крепления лицевых панелей, ни даже синхронно мигающих с генераторами низкой частоты светодиодов питания у эффектов модуляции. А такие красивые переливающиеся блики на "металлическом" основании педали вау-вау я не встречал еще ни в одном программном процессоре эффектов!


Рис. 34


Также меня приятно удивила беспроблемная стыковка эффекта Wah-Wah с педальным контроллером моего гитарного процессора. Даже ничего настраивать специально не пришлось: воткнул MIDI-кабель, нажал ногой — и на экране педалька тоже пришла в движение. Уже потом из любопытства полез в настройки — оказалось, педалью "квакушки" управляет MIDI-контроллер 004. Вау-вау работает в двух режимах: ручном и автоматическом. Для самостоятельного управления эффектом лучше будет разжиться внешней педалью (или как я — приспособить гитарный процессор), так как "квакать" мышкой — не самый удобный способ работы, забирающий к тому же под себя мышь. Включается "вау" переключателем On/Off, в рабочем положении замигает зеленый светодиод справа. Ручка Q (добротность) регулирует остроту частотного "горба" педали, позволяя добиться либо относительно мягкого, либо пронзительного "кваканья". Автоматический режим эффекта может синхронизироваться с ритмикой аранжировки или настраиваться произвольно. Скорость автовау устанавливается ручкой Speed, которая, в зависимости от настроек синхронизации, отображает значения частоты "квакания" или в герцах, или в ритмических долях. Чтобы переключить "квакушку" в автоматический режим работы, достаточно вывернуть Speed из нулевого положения вправо. Привязка к ритмической сетке осуществляется переключателем Sync. Чтобы не выкручивать мышью нужное положение ручки Speed, достаточно кликнуть по окошку внизу — всплывет список, из которого можно выбрать требуемую ритмическую длительность. Между прочим, настроив автовау, можно изменить характер эффекта, сместив положение педали (она двигает нижнюю границу диапазона частот, в котором путешествует "горб").

Правее Wah-Wah в чемоданчике расположены остальные эффекты, обладающие меньшими габаритами. Верхний ряд начинается с педали задержки, которая является самой сложной по насыщенности органами управления примочкой. В центре корпуса, над кнопкой включения, расположен переключатель режимов дилея. Предлагаются два монофонических режима (MD — Mono Delay и MH — ленточный или Multi Head Delay) и два стереофонических (PP — Ping Pong Delay и TAP — многоотводный или Multi TAP Delay). Ручка Time регулирует время задержки, причем, в зависимости от положения клавиши Sync, задает его либо в миллисекундах, либо в ритмических долях проекта. Ручка Feedb (Feedback) определяет глубину обратной связи эффекта, то есть уровень сигнала, подаваемого с выхода линии задержки обратно на ее вход. Регулятор Char (Character) позволяет "подрезать верха" у задержанного сигнала и смягчить общее звучание эффекта. Ну и ручкой Mix выставляется выходной баланс исходного звука и выхода эффекта.

Педаль ревербератора предлагает три самых традиционных и любимых гитаристами алгоритма реверберации: Hall (зал), Plate (листовой ревербератор) и Spring (пружинный ревербератор). Каждый из типов реверберации имеет свое неповторимое звучание и, надо заметить, педалька передает их очень даже узнаваемо. Выбор алгоритма производится трехпозиционным переключателем Type, остальные регулировки представлены ручками Time (задает время реверберации) и Mix (обеспечивающей баланс между чистым звуком и сигналом с выхода эффекта). Для гитарной примочки вполне хватает.

Эффект тремоло позволяет добиться прерывистого звучания при помощи амплитудной модуляции поступающего на вход сигнала. Ручка Intensity регулирует глубину модуляции, а Speed — частоту. Нажав клавишу Sync, можно синхронизировать эффект с темпом аранжировки.

Нижний ряд примочек начинается с эффекта Autofilter (первая слева педаль). Действие эффекта напоминает автовау, но лучше всего для понимания принципа его работы вспомнить динамический резонансный фильтр аналогового синтезатора, когда частота среза модулируется поступающими значениями динамики. Autofilter представляет собой фильтр такого же типа — динамический резонансный пропускающий фильтр нижних частот, только управляющим элементом выступает входной сигнал. Ручка Thresh задает глубину модуляции фильтра, то есть выставляет порог амплитуды сигнала, по превышению которого начинается модуляция частоты среза. Варьируя параметр Thresh, можно настроить эффект таким образом, что фильтр начнет "приоткрываться", например, только при пиковых значениях входного сигнала. Ручка Freq устанавливает частоту среза Cutoff, определяя, насколько яркий характер будет иметь сигнал при полностью "открытом" (немодулированном) фильтре. Ну а переключатель Filter позволяет инвертировать воздействие на фильтр: в одном его положении при увеличении амплитуды входа фильтр открывается (то есть частота среза увеличивается), а в другом, наоборот, — закрывается (частота среза "едет" вниз). Поскольку эффект выполнен в компактном "напольном" варианте, возможность настройки остальных традиционных параметров такого фильтра (резонанс, LFO, генератор огибающей и т. п.) отсутствует.

Следующая примочка предлагает эффект фазовой модуляции сигнала (фейзер). Помимо кнопки включения, доступны всего две регулировки: Speed (частота модуляции) и Color (глубина воздействия). Клавишей Sync частота "вращения фазы" может быть привязана к темпу аранжировки.

Эффект фленджер имеет чисто "гитарный" дизайн с минимумом регулировок. Пользователю разрешается изменять лишь частоту (Speed) и глубину обратной связи (Feedback). Единственной интеллектуальной функцией примочки является возможность ее синхронизации с ритмической сеткой проекта.

Ну и последняя педалька в чемодане виртуального гитариста — хорус. Он работает в двух режимах: собственно хоруса и эффекта расстройки. Нужный режим выбирается двухпозиционным переключателем. Остальные настройки выполняются ручками Speed (частота) и Depth (глубина эффекта).

Поначалу вызывает удивление факт отсутствия в чемоданчике таких эффектов, как компрессор и дисторшн. Однако, поскольку семплы исполнителей записаны уже сформированным звуком, без них вполне можно обойтись. Sven Bornemark рассказывал, что при разработке у него возникала идея прописать все партии чистым звуком, а все остальное "рулить" процессором. Но после серии экспериментов от этого решили отказаться: во-первых, программный "перегруз" звучит гораздо хуже овердрайва настоящего лампового гитарного усилителя, во-вторых, так потеряются все нюансы дорогих инструментов и фирменной акустики (комбиков, микрофонов и т. п.).

Поскольку чемоданчик не настоящий, а виртуальный, все настройки эффектов можно сохранять и загружать. Кроме того, существует библиотека заводских пресетов. Выбор пресетов из текущего банка осуществляется в соответствующем окошке, расположенном в середине верхней части чемоданчика. Их можно переключать при помощи клавиш со стрелками слева от окошка, или можно открыть полный список, нажав треугольную кнопку справа, и выбрать там. Очень удобно то, что процессор эффектов способен обрабатывать не только "исполнителя" целиком, но и паттерны по отдельности. Кнопки Part и Player отвечают за выбор соответствующего режима. Таким образом, можно каждый паттерн "исполнителя" украсить эффектами независимо от остальных. Некоторые стили среди своих восьми вариаций изначально имеют один или даже несколько паттернов с персональными настройками эффектов.

Что можно сказать по поводу звучания "чемоданчика"? Конечно, сравнивать его с различными "серьезными" пакетами эффектов я бы не стал — хотя бы по функциональности и минимуму доступных параметров регулировки. Тем не менее, со своей работой он вполне успешно справляется и здорово разнообразит звучание Virtual Guitarist. Претензий к звучанию эффектов у меня никаких не возникло — они честно выполняют свою задачу.

В качестве самостоятельного модуля эффектов (рис. 35), VG Electric FX (так он правильно называется) может использоваться в любом доступном месте аудиосеквенсора: в разрывах линеек или групп, в посылах, мастер-секции и т. п. Ну, если насчет мастер-секции я немного загнул, то обработать гитарную дорожку, партию бас-гитары, выход оригинальной программы Virtual Guitarist или синтезатор какой — модулю вполне по силам. Пользователю разрешается сохранять/загружать собственные пресеты, а также управлять настройками при помощи системы автоматизации хост-секвенсора.


Рис. 35




Выводы

Я думаю, можно смело назвать появление Virtual Guitarist революцией в деле моделирования гитары. Его потрясающая способность быстро создавать партии гитарного аккомпанемента, причем с таким качеством, которого можно добиться далеко не в каждой студии, автоматически делает инструмент востребованным в среде композиторов, аранжировщиков и звукоинженеров. Особая ценность "Гитариста" заключается в его ненавязчивости: чтобы получить вполне приличный результат, совсем необязательно самому "втыкаться" в тонкости гитарного звукообразования. Следует, однако, отметить — разработчики создавали инструмент совсем не для искоренения профессии живого музыканта. Он ориентирован на тех, кто сам на гитаре не играет или не имеет возможности записать ее по-человечески. Особе нно полезен он будет композиторам и аранжировщикам — согласитесь, управлять виртуальным гитаристом намного проще, чем договариваться по десять раз на дню с настоящим. А живого музыканта можно пригласить на финальную запись — когда работа над аранжировкой уже закончена.

Естественно, возможности Virtual Guitarist во многом ограничены. Но беспомощным его назвать тоже нельзя. В большинстве случаев, живые ритм-гитаристы играют примерно таким же способом, как и их виртуальный собрат: один базовый рисунок на всю композицию, пара вариаций, иногда синкопы или остановки. Кроме того, используя различные приемы управления воспроизведением, а также "ручной" режим шестнадцатого MIDI-канала, можно создать и гораздо более сложные партии. Есть, конечно, такие музыканты, у которых ритм-партия порой сложнее и разнообразнее, чем иное соло. Но это уже совсем другая история, со своими же задачами Virtual Guitarist справляется на пять с плюсом.

Пока я собирал информацию для статьи, мне довелось услышать немало жалоб в адрес инструмента — мол, и стилей у него мало, и играет он однообразно, и гитары плохо прописаны, и мануал непонятный. Конечно, если зарядить один паттерн на целый альбом — да, играть он будет несколько однообразно. Однако зайдите на сайт Virtual Guitarist и послушайте композиции, сделанные пользователями инструмента, — вы просто поразитесь его возможностям. В умелых руках "Гитарист" буквально творит чудеса, и если подойти к инструменту с фантазией и знанием дела, вам надолго хватит двух-трех десятков его "исполнителей". Что же касается звучания гитар, могу сказать — мне оно очень понравилось. И далеко не в каждой студии есть столько разных инструментов, усилителей и хороших микрофонов.

Пользовательский мануал Virtual Guitarist мне показался вполне подробным и доступно написанным. Что же до ограниченного количества стилей... Вообще-то, они достаточно разнообразны. Хотелось бы лишь иметь в наборе "исполнителей" (особенно электрогитаристов) побольше разновидностей медленных гитарных "переборов". Технически это вполне возможно — стиль Arpeggio модуля Virtual Acoustic работает замечательно. Но не надо забывать, что все-таки Virtual Guitarist и Virtual Guitarist Electric Edition — это еще только первые ласточки, я уверен, в будущем нас ждут новые "исполнители", а возможно и новые методы моделирования.

Эта статья была опубликована 22 Август 2005 г..
Число отзывов: 0
Написать отзыв
Товары, связанные с данной статьёй:
Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Virtual Guitarist Electric Edition [3 CD]
Virtual Guitarist Electric Edition [3 CD]
Корзина
Корзина пуста
Вход
E-Mail:
Пароль:
Create an Account
Лучшие товары Перейти
01. REASON 4
02. Cubase SX 3 Full version + Crack
03. Dance eJay 7 [2 CD]
04. Сборник СИНТЕЗАТОРЫ # 1
05. Virtual Bassist
06. NEXUS
07. Guitar RIG 3
08. Сборник PLUG-INS # 1
09. Real Guitar 2
10. Virtual Guitarist VSTi [3 CD]
Отзывы
Logic Studio 9 [2 DVD]
Здравствуйте, можно ли пользоваться Logic на компьютере сист ..

3 из 5 звёзд!
Валюта
FAQ
Выбор дисков (12)
Инсталляция программ (5)
Работа магазина (8)
Форматы сэмплов (5)
Опросы
Лучший программный ревербератор?
Waves IR-1
SIR
Ambience
TC Native Reverb
Spin Audio Room Verb 2
Waves RVerb / TrueVerb
PSP EasyVerb
Другой
Результаты | Опросы
Голосов:379
Заработай с нами


Сэмплы, VST плагины и инструменты VSTi.
Copyright © 2004-2017 ProSounds.ru